Занятие-ролевая игра по риторике
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Занятие к элективному курсу по риторике в форме ролевой игры поможет учащимся научиться составлять резюме при приеме на работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие по риторике в 9 классе85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-ролевая игра по риторике

учителя Даниловой Елены Дмитриевны

Тема занятия: «Культура делового общения – информационная культура личности»

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить знания об основных признаках, жанрах официально-делового стиля речи, освоить структуру написания делового документа;

Развивающая: продолжить знакомство с культурой делового общения, развитее речи учащихся, навыков грамотного делового письма.

Воспитательная: создать условия для развития культурной, грамотной, успешной в деловом мире личности.

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оснащение урока: мультимедийная презентация, рабочий лист урока, распечатки образцов текста.

План урока:

I Организационный момент

II Актуализация базовых знаний учащихся (разминка).

III Работа над составлением делового документа

VI Итог занятия.

План урока:

I Организационный момент (приветствие, объявление темы занятия, цели и задач)

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, представьте что вы – успешные, образованные и амбициозные молодые люди, стоящие на пороге трудовой деятельности. Вы  соискатели, претенденты на вакантное управляющее место в крупной серьезной компании. Ваша задача – показать, что именно Вы тот успешный и целеустремленный человек, без которого компания просто не сможет обойтись.

Первый этап: собеседование.

А какой он, образованный и успешный молодой человек? Давайте нарисуем его портрет. Какими качествами должен он обладать?

______________________________________________________

И обязательно владеть грамотной, правильно построенной и уместной речью. Итак, наша разминка позволит вам вспомнить о приемах тактичности в нашей речи и заменить выражения синонимичными.

II Актуализация базовых знаний учащихся (разминка).

  1. Речевой этикет делового человека.

Подберите более вежливую форму несогласия:


Это не так. - ________________________
Я с вами не  согласен. -________________
Не разделяю ваших  убеждений. -_________
Это невозможно. -______________________
Это абсурд. -__________________________
Ваши условия принять нельзя. -_________
Вы не правы. -_________________________

Вывод: Тактичность и дипломатичность – неотъемлемые качества деловой речи

  1. Предлагаемый вам кроссворд поможет выяснить знание терминологии официально-делового стиля речи.

Ответы:

По вертикали: 1.Справка. 2.Штемпель. 3.Бланк. 4.Роспись. 5.Индекс. 6.Таблица. 7.Анкета. 8.Приказ. 9.Печать

По горизонтали: Секретарь

Вывод: знание терминологии официально-делового стиля – признак профессиональной грамотности и компетенции соискателя на должность.

III Работа над составлением делового документа

Второй этап: написание резюме.

РЕЗЮМЕ (фр. resume) — 1) краткое изложение, квинтэссенция текста, выступления; краткий вывод, заключительный итог чего-либо; 2) составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу.

Чтобы работодатель смог получить о вас более подробную информацию, необходимо представить сведения о себе.

  • Резюме — это краткая профессиональная самоаттестация претендента на какую-либо должность, этим резюме отличается от более  обстоятельной автобиографии.
  • Автор резюме должен предоставить работодателю сведения о своём образовании, своей специальности и  квалификации, о профессиональном опыте.
  • Также следует указать, на какую должность претендует автор и на какую зарплату он рассчитывает.

Последовательность изложения информации в резюме:

  • 1)заголовок;
  • 2) общая информация;
  • 3) цель;
  • 4) образование;
  • 5) опыт работы;
  • 6) дополнительные сведения.

Итак, это вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу. Согласно международному стандарту, резюме должно быть набрано на компьютере. Если текст направляется в иностранную фирму, он должен быть набран на соответствующем языке.

  • В резюме в следующем порядке указываются:
  • фамилия, имя, отчество.
  • телефоны(сотовый, домашний, служебный), адрес  электронной почты;
  • адрес
  • цель  резюме
  • дата рождения автора  резюме
  • семейное положение
  • образование(места учеба даются в обратном хронологическом порядке)
  • опыт работы(места работы даются в обратном хронологическом порядке)
  • дополнительные сведения: знания языка, владение компьютером, опыт работы с людьми, личные характеристики( исполнителен, аккуратен, инициативен, трудолюбив, легко обучаем, общителен, энергичен).

Ну и наконец, несколько практических советов:

  • Избегайте использовать местоимение «Я»;
  • Будьте лаконичны. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут.
  • Не включайте  в Ваше резюме:
  • Всю  трудовую биографию. (обычно потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет);
  • Ваши физические данные;
  • Ваши фотографии должны быть деловыми;
  • Причины, по которым Вы уходили с работы;
  • Требования к зарплате;
  • Имена людей, которые  Вас рекомендуют (подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании)

Написание резюме (5-7 мин),  взаимопроверка. Затем работы сдаются учителю.

       VI Итог занятия.

Вы успешно справились со своей целью, я поздравляю вас. А напоследок мне хотелось бы дать вам несколько добрых советов, которые обязательно вам пригодятся, какой бы профессиональный путь вы ни выбрали.

Если вы хотите быть счастливы, благополучны, уравновешены, спокойны, уверены в себе, вооружитесь добрыми словами.

Да, время бывает разное, но какими будем мы, люди, зависит от нас, наших мыслей, слов и поступков.

Я желаю вам добрых слов.  

Пусть умение говорить их поможет вам прийти к жизненному успеху.

Словом, пусть вас окружают добрые речи и от вас исходит доброе человеческое слово. А хорошее слово - половина счастья

И помните:

Наша грамотная, культурная  речь – это  не только сохранение  традиций, но   и  залог   личной успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Риторика на тему "Сеятели разумного, доброго, вечного..."

Риторика на тему «Сеятели разумного, доброго, вечного…» (о В.А. Сухомлинском)      Ну вот и еще один день прошел. Устала немного… Но сколько же получила удовольствия от общения с...

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...