Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
« Из истории письма и эпистолярного жанра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 69.39 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема: « Из истории письма и эпистолярного жанра»
Цели:
- познакомить учащихся с историей развития эпистолярного жанра,
- формировать навыки работы с образцами эпистолярного жанра прошлого,
- формировать умения находить эпистолярные элементы, определять их назначение ,
- совершенствовать умения самостоятельно создавать письменное высказывание в эпистолярном жанре,
- воспитывать интерес к эпистолярному жанру и бережное отношение к родному языку
Ход урока:
1. Организационный момент
-Добрый день, дорогие друзья1 Я очень рада новой встрече с вами. Очень надеюсь, что этот урок будет для вас очень полезным и интересным.
II .Сообщение темы урока
Сегодняшний урок я хочу начать словами одного очень известного человека:
(Слайд 1.)
«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».
Конечно, вы догадались, что это слова не современного человека. Это отрывок из письма А.С.Пушкина.
(Слайд 2)
У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и оперативнее, и удобнее. Да, прогресс остановить невозможно, и поэтому бессмысленно сейчас вздыхать о славном почтовом прошлом, тем более что письма, пусть даже в другом виде, и сегодня являются важной частью нашей жизни. Думается, что рано ещё говорить о бумажных письмах в прошедшем времени, в какой-то период традиционная и электронная почты будут сосуществовать. Не будем заглядывать далеко вперёд, а вот оглянуться назад очень нужно, потому что прошлое почты заслуживает того, чтобы о нём помнили, а письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей… Кажется, о прошлом можно узнать и из других источников - газет, журналов, книг. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах – более открыто и естественно, искренне.
В ходе нашего урока мы постараемся затронуть несколько очень важных вопросов:
- Для чего нужны письма?
- Пушкин и его письма
- Из истории письма и почты.
- Из истории эпистолярного жанра.
III Ход урока:
1 Учитель:
Первую страницу нашего урока я предлагаю так и назвать:
« Для чего же нужны письма?»
Конечно, для общения!
Наверное , кто-то возразит мне: «Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS !»
Да , это так ,но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «сухая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.
А вот в письмах можно рассказать всё подробно.
Подумайте , какие же коммуникативные задачи мы ставим перед собой и стремимся решить , взяв в руки лист бумаги и ручку?
( Ответы учащихся обобщаются и записываются в тетради) (Слайд 4)
- Сообщить что-то интересное
- Оповестить о важном событии4
- Поздравить;
- Извиниться;
- Поделиться чувствами, впечатлениями;
- Поблагодарить
А какие же бывают письма?
В настоящее время выделяются виды писем:
Частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации.
Официально-деловые (письма- документы, отражающие официальные отношения);
Профессионально ориентированные (письма ученых);
Публицистические (письмо в газету);
Художественные ( в русле художественного произведения).
- Давайте подумаем , какие особенности имеет каждое из данных писем.
( Заслушиваются ответы учащихся)
2. Учитель :А теперь настало время обратиться к истории письма.
Вторая страничка нашего урока
«История письма и почты»
1. Письма эпохи А.С.Пушкина,
Я думаю. вам будет интересно узнать, как определяли роль письма в эпоху А.С.Пушкина
Вот что пишет В.И.Даль, современник Пушкина: «Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому».(Слайд 6)
А вот какое определение письма дает современник А.С. Пушкина Н.И. Греч в «Учебной книге Российской словесности»: «Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица <…> При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно».(Слайд 7)
Автографы пушкинских писем, их многочисленные черновики показывают, с какой тщательностью Пушкин писал свои письма, как сознательно стремился к простоте.
(Слайд 8)
Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.
Все письма Пушкина, от официальных до интимных, стали достоянием истории. Так же как и произведения поэта, письма Пушкина всегда воспринимались и воспринимаются до сих пор с величайшим волнением и интересом.
Объем эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем. Не подлежит никакому сомнению, что из обширной переписки Пушкина дошла до нас лишь ничтожная часть. Тому причиной — разгром декабристов, после которого его корреспондентами были уничтожены пушкинские письма, так же как он сам уничтожил свои «Записки», а также небрежность родственников и друзей. Кстати, бывали случаи, когда Пушкин просил своих адресатов сжигать свои письма.
(Слайд 9)
Н.Н. Пушкина, его жена, – самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только друг Пушкина Вяземский, первые письма к которому лежат у самых истоков пушкинской переписки. Больше чем за 20 лет их знакомства, Пушкин отослал Вяземскому 72 письма, жене – за 17 месяцев разлуки – 78 писем. Письма к ней писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сел Павловское и Языково. Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее – 18 мая 1836 г
(Слайд 10).
В своём романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин очень точно сказал о сущности письма:
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.
. Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо – частичка человека, частичка истории.
А как выглядели письма эпохи Пушкина?
Это просто сложенные листочки бумаги, без марки, без номера дома. Дом указывался по фамилии владельца (живёт у Самсона). Нумерация домов, чётной и нечётной стороны, ввелась только с 1834 г.
. Распространение конвертов в России относится к первой четверти XIX в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» читаем: «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником…»
(Слайд 11)
В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название «испанского воска». Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями. Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом.
(Слайд12, 13)
Облатка – «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» – лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча».Облатка облегчала процесс запечатывания писем
С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба. Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).
Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем – облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.
И снова читаем у Пушкина: (Слайд 14)
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
.(Слайд 15)
В пушкинское время письменные принадлежности не были столь разнообразны, как сейчас. Современники Пушкина пользовались только гусиными перьями и карандашами. Первые упоминания об употреблении гусиных перьев относятся уже к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало при письме характерный скрип. Гусиные перья поступали в продажу обычно в пучках по 25 штук, обвязанных бечевкой, в поместьях обычно перья не покупали. Пушкин исписывал свои перья почти до основания. До нашего времени сохранились два гусиных пера поэта. Одно из этих перьев заняло свое прежнее место на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе – в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве
3. «Вечные спутники письма»
Как вы думаете, кто это? Совершенно верно. Это конверт, марка и почтовый ящик.
(Слайд16)
КОНВЕРТ.(Слайд 17)
В1820 году владелец магазина в английском городе Брайтон г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги , предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида привлекла внимание всего города После выставки стало модным писать письма на бумаге формата визитной карточки.
Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя , а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, адрес писался на том же листе бумаги, сто и письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адреса. на маленьком листке этого свободного места не оставалось. Вскоре Бревер изготовил нечто вроде бумажных мешочков для вкладывания писем и стал их вручать своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт»
Со дня изобретении конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись его формат , оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней- «нести по почте вести людям».(Слайд 18)
ПОЧТОВАЯ МАРКА (Слайд 19)
В XVIII в. стремительное развитие всемирной почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже - при помощи штемпеля.
Родиной марки является Англия. Появление первой марки тесно связано с имением англичанина Роулэнда Хилла, члена палаты общин английского парламента. Он первым предложил ввести удобный и единый для всех способ оплаты почтовой корреспонденции. Первая в мире марка "Чёрный пенни" называлась так потому, что печаталась чёрной краской с номиналом в один пенс.
(Слайд 20)
Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК.(Слайд 21)
Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во ФранцииВ России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.
4. А теперь мы познакомимся с письмом как жанром литературы.
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.
В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IY с А.Курбским.
“Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина, “Записки первого путешествия”, содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.
К эпистолярному жанру следует отнести “Философские письма” П.Я.Чаадаева, “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя, “Письма из Франции и Италии” А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского “Бедные люди” и в других произведениях этого автора..
В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (“Письма А.А.Блока к жене”, “Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка” и т.д.)
Ответы на вопросы: (Слайд 22)
1. В каких произведениях русских писателей представлен эпистолярный жанр?
2. С письмами каких писателей вы встречались на уроках литературы?
3. Каково, по вашему мнению, значение эпистолярного жанра в русской литературе истории?
( Ответы учащихся выслушиваются и обобщаются)
Учитель: Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» – перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.
Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.
-А теперь я предлагаю вам прослушать отрывки из писем некоторых известных людей. Возможно, вы откроете для себя что-то интересное, по-новому посмотрите на авторов этих писем. (Отрывки из писем читают подготовленные ученики)
1 Из письма Н.В.Гоголя матери. 1830.(Слайд 23)
«Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго ещё не удастся мне увидеться с Вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
О неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лет, теперь даже томительная грусть залегает в душу…»
2. Из письма М.Ю. Лермонтова М.А.Лопухиной (23 декабря 1834 года)(Слайд 24)
«О, как желал бы я опять вас увидеть, говорить с вами :мне благотворны были бы сами звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить, ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движенья…»
3. Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо (Слайд 25)
Спасское 1868.
«Кругом было восхитительно красиво: и если Вы когда-нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамейке.
Посреди хорошенькой лужайки: за ними сквозь свисающие ветви берёз виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво.
Там есть соловьи, которые, к несчастью , больше не поют, малиновки, дрозды, иволги ,горлицы , зяблики, щеглята и множество воробьёв и ворон.
Это несмолкаемый гомон , к которому издали примешивается пение перепёлов во ржи…»
4. Из письма Н.А.Островского к своей матери. (Слайд 26)
«Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя , моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка!
Самок главное- береги себя.
Милая мам, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий ?Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как хочешь ты.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица!
5.А.П.Платонов своей жене с фронта. 6 июня 1943 года. (Слайд 27)
«Дорогая моя жена Маша. Я под Курском Наблюдаю грозную картину боя современной войны.
Как –то ты там живёшь, одинокая моя? Я так по тебе соскучился ,так много есть , что рассказать, так много есть , чего писать.
Армия наша приняла на свою грудь , на своё оружие ураганное давление германской армии., затомила на себе силу немцев и затем перешла в сокрушающее упорное наступление, уничтожая вросшую в землю оборону противника.
Я пишу о войне, а душа покоя просит. Ночью иногда во мраке светятся ракеты, висят они мучительно долго, освещая всё зелёным, иногда синим светом , но потом, всё-таки гаснут .и страшно тебе покажется , но мне в такие ночи не так грустно мне кажется, что мой сын где-то там, в этом сине-зелёном мраке.
Я видел на фронте храбрейших людей , которые, однако, не могут ни слушать музыку, ни видеть цветы- плакать от них начинают.»
Учитель:
-Какое впечатление произвели на вас только что прочитанные письма?
( Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель:
И прежде , чем познакомиться с темами IX Всероссийского конкурса «Лучший урок письма -2011», обратимся к стандартным (этикетным) эпистолярным элементам, которые, как правило, включаются в письмо, Это необходимо вспомнить, чтобы правильно написать письмо
Стандартные эпистолярные элементы (Слайд 27)
Обращение к адресату, его приветствие.
2. Основная повествовательная часть(подтверждение получения письма, объяснение причин обращения к письму, повествование - монолог с выражением мыслей, взглядов, впечатлений, вопросов к адресату);
Окончание письма (слова прощания, заключительные пожелания, дата (иногда время) написания письма, местопребывание адресанта, подпись).
4. Иногда авторы писем прибегают ещё к одному стандартному элементу.
Это P . S .- постскриптум. что означает «послесловие»
Учитель: ( Слайд 28)
В этом году конкурс «Лучший урок письма» проводится в раз. Организаторы конкурса предлагают вам очень интересные и актуальные темы писем. Вам предстоит выбрать одну из них и написать письмо своему другу.
Итак, читаем темы.
IV Итог урока
Учитель: Итог сегодняшнего урока я предлагаю подвести не совсем обычно :
У каждого из вас на столе лежат прямоугольники разных цветов . Каждый цвет обозначает следующее: (Слайд 30)
- зелёный—« На уроке я узнал много нового и полезного. Мне было интересно , и урок очень понравился»
- жёлтый – « Всё это я знал и раньше. Особой ценности для меня урок не имеет»
- белый – « Урок мне не понравился. Ничего полезного я не вынес с урока».
-Вы подумаете и сдадите ассистентам один из трёх прямоугольников. Это позволит нам определить, как мы сегодня поработали.
(Подведение итогов по прямоугольникам)
VДомашнее задание.
-Написать письмо на одну из тем конкурса.
Урок русского языка в 8 классе
«Из истории письма и
эпистолярного жанра»
Урок подготовила
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 10
станицы Медведовской
Гаврилова Елена Борисовна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».
У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад.
Для чего нужны письма Сообщить что-то интересное; Оповестить о важном событии; Поздравить; Извиниться; Поделиться чувствами, впечатлениями; Поблагодарить .
Какие бывают письма Частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации . Официально-деловые (письма- документы, отражающие официальные отношения); Профессионально ориентированные (письма ученых); Публицистические (письмо в газету); Художественные (в русле художественного произведения);
В.И.Даль Что такое письмо? Вот что пишет В.И.Даль, современник Пушкина: «Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому».
«Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица <…> При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно». Н.И.Греч
Пушкин и его письма Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.
Н.Н.Пушкина- самый частый корреспондент поэта За 17 месяцев разлуки А.С.Пушкин написал жене 78 писем. Первое было написано 20 июля 1830 года последнее 18 мая 1836 г.
Письмо , где сердце говорит, Где всё наруже , всё на воле. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Как защищали письма от любопытных глаз
Что такое облатка ? «Облатка» – лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча».Облатка облегчала процесс запечатывания писем.
Что такое облатка? Облатка – «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем ».
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке; Облатка розовая сохнет На воспаленном языке. Она зари не замечает, Сидит с поникшею главой И на письмо не напирает Своей печати вырезной. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
Письменные принадлежности
Вечные спутники письма
Почтовый конверт
«Нести по почте вести людям»
Первая в мире марка "Чёрный пенни" называлась так потому, что печаталась чёрной краской с номиналом в один пенс
Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы
Почтовый ящик
Ответьте на вопросы 1. В каких произведениях русских писателей представлен эпистолярный жанр? 2. С письмами каких писателей вы встречались на уроках литературы? 3. Каково, по вашему мнению, значение эпистолярного жанра в русской литературе ,истории?
Из письма Н.В.Гоголя матери . « Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго ещё не удастся мне увидеться с Вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
М.Ю.Лермонтов к В.А. Лопу хиной «О, как желал бы я опять вас увидеть, говорить с вами :мне благотворны были бы сами звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить, ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движенья…»
Из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо «Кругом было восхитительно красиво: и если Вы когда-нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамейке. Посреди хорошенькой лужайки: за ними сквозь свисающие ветви берёз виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью , больше не поют, малиновки, дрозды, иволги ,горлицы , зяблики, щеглята и множество воробьёв и ворон. Это несмолкаемый гомон , к которому издали примешивается пение перепёлов во ржи…»
Из письма Н.А.Островского матери «Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя , моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самок главное- береги себя. Милая мам, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий ?Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как хочешь ты. Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица!
А.П.Платонов своей жене с фронта. 6 июня 1943 года «Дорогая моя жена Маша. Я под Курском Наблюдаю грозную картину боя современной войны. Как –то ты там живёшь, одинокая моя? Я так по тебе соскучился ,так много есть , что рассказать, так много есть , чего писать. Армия наша приняла на свою грудь , на своё оружие ураганное давление германской армии., затомила на себе силу немцев и затем перешла в сокрушающее упорное наступление, уничтожая вросшую в землю оборону противника.
Я пишу о войне, а душа покоя просит. Ночью иногда во мраке светятся ракеты, висят они мучительно долго, освещая всё зелёным, иногда синим светом , но потом, всё-таки гаснут .и страшно тебе покажется , но мне в такие ночи не так грустно мне кажется, что мой сын где-то там, в этом сине-зелёном мраке. Я видел на фронте храбрейших людей , которые, однако, не могут ни слушать музыку, ни видеть цветы- плакать от них начинают.»
Стандартные эпистолярные элементы 1. Обращение к адресату, его приветствие. 2. Основная повествовательная часть (подтверждение получения письма, объяснение причин обращения к письму, повествование - монолог с выражением мыслей, взглядов, впечатлений, вопросов к адресату); 3. Окончание письма (слова прощания, заключительные пожелания, дата (иногда время) написания письма, местопребывание адресанта, подпись). 4 . Иногда авторы писем прибегают ещё к одному стандартному элементу. Это P . S .- постскриптум. что означает «послесловие»
XI Всероссийский конкурс «Лучший урок письма- 2013»
Спасибо за внимание. Желаю успеха .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....