урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
урок русского языка на тему: "Написание сжатого изложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА»
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Цели урока:
-сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
- содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
-раздаточный материал.
Ход урока
Слайд 1
- Организационный момент
- Целеполагание
- Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа - слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.
Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.
М.Горький.
- Хорошее владение языком – инструментом - необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения - требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения.
- Актуализация знаний
Лингвистическая разминка
- Что такое изложение?
Слайд 3. Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его
языковой формы, стиля автора.
- Какое может быть изложение?
Слайд 4. Подробное изложение (содержание передается полностью и
подробно).
Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко,
обобщенно).
-Какие приемы сжатия текста вы знаете?
Слайд 5. Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих,
поясняющих, вводных конструкций.
Обобщение - вычленение единичных фактов, замена их языковыми
средствами обобщенной передачи.
-Что должно остаться в тексте?
Слайд 6. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский
замысел, ключевые слова и микротемы.
- Практическая работа
Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.
Текст
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задания
- Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.
Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
- Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
- Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. | Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. | Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно. (27 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайд 7, 8. Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:
« Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно».
(27 слов)
- Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите
свой вариант изложения второго абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» | Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. | Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость. (39 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайд 9, 10. Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».
- Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите
свой вариант изложения третьего абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек. | Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству. Настоящим человеком может стать тот, кто занимается своим делом, кто нашел свою собственную «искорку» в душе. | В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе. (37 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайд11,12. Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца: «В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе».
(37 слов)
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
7. Подведение итогов
– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
Обсуждение ответов.
- Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения.
- Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:
Слайд 13. ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения (0- 2 балла)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.
- Рефлексия
Слайд 14
- Что должно быть отражено в сжатом изложении?
- Какие способы сжатия текста вы знаете?
- По каким критериям оценивается сжатое изложение?
Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту упражнения №259 , учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2012. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Слайд 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....