Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sochinenie-opisanie.doc | 49 КБ |
prilozhenie_1.docx | 784.67 КБ |
prilozhenie_2.docx | 11.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание в 6-м классе «Моя любимая игрушка»
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения);
отработать элементы композиции сочинения;
составить словари опорных слов;
познакомить с историей русской игрушки;
вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
Форма урока: театрализованное представление
Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку; музыкальное сопровождение к театрализованной части урока; русские народные игрушки.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
- Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.
Откройте тетради, запишите тему урока.
Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были они и у нас, взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
– А кто может сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?
Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?
3. Музыкальная зарисовка
Входят девочки с подносами, на которых русские игрушки. Они рассказывают об этих игрушках.
4. Учитель:
Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!
Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.
5. Рассказ учащихся про игрушки:
Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.
6. Учитель:
Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.
А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте их, ребята, расскажите о ваших любимцах.
7. Рассказы детей об игрушках.
(Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).
Вот эти- то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить альбом.
8. Учитель:
– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)
– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)
– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).
– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
– Какова композиция описания?
– общее впечатление
– описание деталей
– оценка
9. Учитель:
Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. (т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)
Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
А если про эту же зверушку написать так: Моя любимая игрушка - это плюшевый пес. Для меня это что-то больше чем просто игрушка, это мои воспоминания, которые хранят в себе множество положительных эмоций. У этого пёсика есть чёрненькое пятнышко вокруг левого глаза, большие уши, чёрный маленький носик, и чётко выраженные контуры глаз, сам он молочного оттенка, и шерстка у него кудревата. Хвостик, словно маленький шарик, упирается в прямую, словно как у собаки на посту спину. Множество раз заштопанный, гордый, щенок всегда будет вселять в меня радость своим добрым взглядом.
– В каком стиле дано описание? (художественном).
– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой?, потребовалась бы одна фотография).
Найдите композиционные части. (Общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка. (на доске).
В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела.
А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
Каков корень слова, как его нужно написать?
10. Словарный диктант:
Пластмассовая, металлическое, прекрасное, чудесное, занимательное, удивительное, механическое, увлекательное, забавное, симпатичное, интересное, автоматическое, заводное.
Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.
Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.
11. Предупредим речевые ошибки.
Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.
12. Итог.
Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.
13. Написание сочинения.
Предварительный просмотр:
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященным солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
О Матрешке
Всем хорошо известна эта «Девочка в платочке», но, оказывается, «кукла в кукле» пришла к нам из Японии. Прообраз её – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше, - художник Сергей Васильевич Малютин увидел в стране восходящего солнца. Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками.
Начали точить матрёшки по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде, о котором мы сегодня уже упоминали, или в селе Полховский Майдан в Нижегородской области, или в соседнем с ним селе с названием Крутец.
Особо крупные экземпляры матрёшек включают 60 кукол.
Стала эта «Девочка в платочке» популярным русским сувениром. Многие писатели рассказывали о ней в своих произведениях.
Предварительный просмотр:
Моя любимая детская игрушка
1
Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. Я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. Я заплакал, но и это делу не помогло. Через некоторое время сестра взялась перемывать все в посудном шкафу, и достала моего тигренка. Я уже мог дотянуться до него. Я схватил тигренка и стал бегать с ним по квартире. Мама и сестра пытались меня поймать. Я споткнулся, упал и выронил тигренка. Он разбился, и я по-настоящему почувствовал горе.
2
В детстве у меня было две любимых игрушки: плюшевая белка и пластмассовый петух на тележке, который поворачивал голову и хлопал крыльями, когда тележка двигалась.
Белочка была рыженькая, с глазами-пуговками, черным носом и длинным пышным черным хвостом. Она была небольшая, сантиметров двадцать-тридцать. Ушки белки заканчивались кисточками.
Петух был ярко окрашенный в разноцветные тона. По размерам он был чуть побольше белки, с красивым красным гребнем и бородкой. Белка досталась мне в наследство от мамы, а петуха купили мне, когда отмечали мой второй день рождения.
Белку я любил дергать за уши и отрывать глаза. Кончилось это тем, что глаза я ей все-таки оторвал. Петуха приятно было грызть. И я обгрыз местами всю краску.
Эти игрушки мне очень нравились, но я очень скоро с ними разделался. К сожалению, они остались только на фотографиях. Сейчас не делают таких интересных игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"
Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...
Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.
Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...
Урок развития речи 6 класс. Народная игрушка.
Нам с ребятами очень интересно было готовить этот урок. Живая и творческая тема....
Урок развития речи. Рукотворное чудо.(описание декоративной игрушки. 6 класс)
Урок развития речи в 6 классе. Описание декоративной игрушки. Форма урока - творческая мастерская....
Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".
Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значе...