Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значении.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

5 класс

Сочинение-описание предмета (игрушки)

Цель:

учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование:

классная доска, рисунки, тетради, черновики, игрушки(матрешка, ванька-встанька, щенок и другие, которые принесли дети).

Ход урока.

1.Слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые  с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

-  О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

 2. Объявление темы и цели урока.

- В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

- На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

3. Беседа:

- Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

- Какие типы речи вы знаете? (описание)

- Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

- Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)

- Какой тип речи и стиль мы будем использовать?

- Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

4. Слово учителя.

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.

- Соответствует ли это описание нашей теме? ( Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

5. Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки)

Учащиеся читают:

     Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

 Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые.

    Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

    Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

6. Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

7. Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

На доске записан план описания и опорные слова.

План.

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

 Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

  8.  Письменная работа в черновиках.

  9.Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть).

 10. Слово учителя.

- А может ли игрушка рассказать о хозяине?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

- Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа -  свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька.

Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам  из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке».

- У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

11. Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"

Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...

Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.

Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...

Урок развития речи 6 класс. Народная игрушка.

Нам с ребятами очень интересно было готовить этот урок.  Живая и творческая тема....

Урок развития речи в 5 классе "Мое любимое животное"

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку...

Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....