Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_5_kl._rus._yaz.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образовани (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Исполнитель: Староверова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы БОУ ВО «Грязовецкая школа– интернат III вида»
2013
Технологическая карта урока
Предмет - русский язык______________________________________________________ Класс 5_______________________
Базовый учебник - Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год.
____________________________________________________________________________
Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»
_________________________________________________________________________________
Цель урока: закрепление понятия о способах выражения подлежащего и сказуемого; формирование понятия о распространённых предложениях; развитие навыка синтаксического разбора; проверка знаний о словосочетании и предложении; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
1.Научить учащихся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространённые предложения от нераспространённых, конструировать распространённые предложения, объяснять языковые явления (Предметные)
2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознание значимости изучаемого материала, выделять главное в познавательном объекте (регулятивн)
3. Развивать монологическую и диалогическую речь (Метапредметные)
4. Формировать умение планировать достижение цели, оценивать результат, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности (Метапредметные)
5. Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, формирования умения работать в коллективе и индивидуально. Помочь осознать ценность совместной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) | |
1. | Организационный момент -1 мин. | Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу) - Доброе утро! | Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль коммуникативные: -уметь полно и точно выражать свои мысли -умение слушать |
2. | Постановка цели и задач в начале или в процессе урока | 1. Проверка готовности к уроку. 2. Скажите: Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что изучает синтаксис? - Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение? - Какую единицу языка мы сейчас изучаем? 3. Продолжите предложение: Я буду изучать тему «Предложение», чтобы… | Проверка готовности к уроку. …синтаксис …словосочетание и предложение …, чтобы уметь правильно их строить и грамотно писать и говорить …предложение Высказывание развёрнутых ответов. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции: 1. Знаю,что значит уметь учиться 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться |
3. | Актуализация знаний – 2мин. | - Что вы знаете о предложении? | Предложения бывают: 1) по цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные; 2) по интонации – восклицательные, невосклицательные; 3) по наличию главных членов – односоставные и двусоставные. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы учителя, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового теорет. уч. материала. .Затруднения | Посмотрите на экран. Появились тучи. Из-за горизонта появились тяжёлые тучи. - Что вы видите? - Почему? Дайте характеристику этим примерам. - Что вы заметили? | -Предложения. - Каждое предложение содержит законченную мысль. - повествовательные, невосклицательные, двусоставные. - По характеристике они одинаковые, но это не так: в одном только основа, а в другом есть второстепенные члены предложения. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) |
5. | Постановка учебной цели урока – 2 мин. | Почему у нас возникли затруднения? Что мы должны сегодня узнать? | - не знаем, как можно охарактеризовать эти предложения. - как называются такие предложения. | Предметные: - формировать умение видеть различие предложений Метапредметные (УУД): познавательные: - учиться определять свои границы знания / незнания регулятивные: - учиться высказывать своё предположение коммуникативные: - учиться полно и точно выражать свои мысли
|
6. | Открытие нового знания – (Изучение нового материала ) | 1. Запишите предложения, подчеркните члены предложения. 2. Как бы вы назвали такие предложения? - посмотрите в учебнике (стр.70) - Какие предложения называются распространёнными? - … нераспространёнными? | Подчеркнуть члены предложения …. - распространённые и нераспространённые; - ( работа с учебником) | Личностные: - Формировать уважительное отношение к мнению другого человека; Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль познавательные: - определять границы своего знания / незнания; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка. |
7. | Первичное закрепление – 5 мин. | Работа по учебнику. Упр. 171 (1) Прочитайте задание. - Как построите свою работу? Запись с объяснением. | Списывают 4 предложения, подчёркивают основу, характеризуют (распространённые, нераспространённые). Индивидуальная работа по вариантам. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в |
письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||
8. | Физкультминутка – 1 мин.( под муз.) | Физкультминутка для глаз Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх. Динамическая пауза. | Физкультминутка для глаз Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх. Динамическая пауза | |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 6 мин. | На экране вы видите 10 предложений, укажите № распространённых и № нераспространённых предложений. 1. Гости приезжают? 2. К нам приезжают гости. 3. Наступила осень. 4. Дом построили. 5. Я проснулся и позавтракал. 6. Вижу землю! 7. Дождливая осень. 8. Облака легки и воздушны. 9. Он мой товарищ. 10. Журнал принёс брат. Проверяем! Распространённые: 2,4, 6, 7, 9, 10. - Какие предложения вызвали затруднения? | Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону. Предложения, в которых возникли затруднения записывают, объясняют. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
10. | Включение нового знания в систему знаний и повторение – 4 мин. | 1. Какое предложение вы видите на экране? Почему? Осень украсила. Распространите это предложение. Что вы должны сделать? 2. Записать лучшее предложение, подчеркнуть основу, написать характеристику предложения. Щедрая осень украсила яркими листьями лесные поляны. | - Нераспространённое, так как в нём только главные члены предложения. - Вставить второстепенные члены предложения (работа в парах). - сделать синтаксический разбор предложения. | - Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - понимание предложений, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем |
11. | Закрепление – 4 мин. | Задания на выбор: 1. Выполнить упражнение №172. или 2. Работа по карточкам. Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе, предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами. | Самостоятельная работа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
12. | Рефлексия – 2 мин. | 1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? - какие предложения вам больше всего нравятся? Почему? 2. Оцените свои знания по теме, значками на полях: + - всё понятно + - не уверен в своих знаниях ! – необходимо повторить. 3. Передаете своё настроение на уроке одним предложением - какое предложение у вас получилось? | Какие предложения называются распространёнными? Какие нераспространёнными? Ставят значки на полях. Записывают предложения, читают по желанию. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают его работу. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
13. | Домашнее задание – 1 мин. | (Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. Задание на экране.) Повторить материал, где есть затруднения, параграф 24 – 35 (см. значки на полях). Упражнение 171 (2,3), упр. 173 - выполняются по выбору. | Запись в дневниках | |
14. | Подведение итогов. – 1 мин. | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. |
Список используемых источников
1. Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год.
3. Генике, Е. А., Трифонова, Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова . – М.: БОНФИ, 2002
4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
5. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
6. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 кл (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
Урок развития речи по русскому языку....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "
Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...