Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_otkr_ur_3.12.11.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 ст. Бриньковской
Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Урок русского языка
Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
Класс: 8-А
Учитель: Мамай Т.А.
Урок русского языка в 8 «А»
Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
Цель: дать понятие о неопределенно-личных предложениях;
отработать умение видеть их в тексте, употреблять в речи.
Ход урока.
- Лингвистическая разминка. Повторение. Тире между подлежащим и сказуемым.
Таблица №20.(слайд). Учебник стр.80
В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чем-то собеседника , мы обращаемся к помощи пословиц и поговорок. На Кубани меткое слово всегда ценилось. И пословицы, и поговорки, бытующие в нашем крае, отражают жизнь людей, учат жить, обогащают нашу мысль и душу.
Индивидуальные задания (ИКТ. Программа-тренажер «Фраза» )
Записать кубанские пословицы, расставить знаки препинания и объяснить.
сущ. сущ.
Мудрое слово - делу основа.
Вора помиловать – доброго погубить.
Человек без родины что соловей без песни.
- Проверка усвоения изученного на предыдущем уроке (Учебник стр.106, таблица «Односоставные предложения»). Развитие синтаксического слуха. Учитель читает предложения, называя их номер. Учащиеся записывают только номер: справа – односоставных определенно-личных предложений, слева – двусоставных предложений.
- Люблю тебя, Петра творенье.
- С Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления.
- Сижу за решеткой в темнице сырой.
- Ложился на поля туман.
- Башкирцы разогнали народ, и мы были предоставлены Пугачеву.
- Кавказ подо мною. Один в вышине.
Стою над скалами у края стремнины
Все предложения взяты из произведений А.С.Пушкина
Мы гордимся тем, что имя великого русского поэта А.С.Пушкина связано с Кубанью.( слайд №1 «Русские писатели на Кубани»)
Поэт в 1820 году побывал на Кубани (слайд №2 «Памятник А.С.Пушкину в г. Краснодаре, стихотворение « Кавказ»)
Краткое сообщение о пребывании А.С.Пушкина на Кубани (1 ученик)
(слайд №3 «Картина И.К. Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря»»)
- Изучение новой темы. Понятие о неопределенно-личных предложениях вводится при анализе предложений, записываемых на интерактивной доске учениками.
- Жители станицы Бриньковской готовятся к Дню Победы.
3 л. мн.ч.
(двусоставное предложение) – В станице Бриньковской готовятся к
Дню Победы .(односоставное предложение, неопределенно-
личное) (фотослайд №1.Установка баннера к Дню Победы )
- На площади строители возвели задние нового храма.(двусоставное
3 л. мн.ч.
предложение) - На площади возвели задние нового храма.
(односоставное предложение, неопределенно-личное)
( фотослайд №2. Храм ст.Бриньковской)
Изучение правила по учебнику стр. 108-109
Закрепление темы по таблице «Односоставные предложения»
Вывод: В неопределенно-личных предложениях подлежащее можно восстановить, но оно будет неопределенным. Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
- Тренировочные упражнения.
Попутешествуем по нашей станице, используя неопределенно-личные предложения (для всех учащихся.) Индивидуальные задания (карточки с текстом из произведения кубанского писателя В.Н.Логинова «Витюшкино детство» см. приложение)
1. По фотографии № 1 на экране (памятник Г.Я. Бахчиванджи) составить неопределенно-личное предложение.
3 л. мн.ч
Возле памятника Г.Я. Бахчиванджи посадили красивые тюльпаны.
2. По фотографии № 2 на экране (здание школы) составить неопределенно-личное предложение.
3 л. мн.ч
Мозаичное панно на здании школы восстановили.
3. По фотографии № 3 на экране (школьный стадион) составить неопределенно-личное предложение.
3 л. мн.ч
Возле школы построили спортивный стадион.
4. По фотографии № 4 на экране (станичный музей) составить неопределенно-личное предложение.
3 л. мн.ч
Здание нашего музея отремонтировали вовремя
- Изучение примечания к правилу о ноепределенно-личных предложениях (самостоятельно) по учебнику стр.109
Например:
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.С.Пушкин)
Итог урок: 1.На какие основные группы делятся односоставные предложения?
2.Какие предложения называются неопределенно-личными?
3.Какие предложения могут иметь значение обобщенного лица?
Оценки:
Домашнее задание:
Приложение.
Подчеркнуть грамматическую основу предложений, указать, к какой группе относятся односоставные предложения.й1
Мать покачала головой и сказала:
- Унеси туда, где взял. Хорошие яблоки, но они чужие. А на чужое никто у нас никогда не зарился.
Витюшка молча сунул яблоки в карманы штанов и вышел из дому.
В.Н.Логинов «Витюшкино детство»
______________________________________
Подчеркнуть грамматическую основу предложений, указать, к какой группе относятся односоставные предложения.
Вообразишь горы – и вот уже стоят перед тобой горы. Представишь море – и вот оно, плещется у ног море. Но откроешь глаза – и снова погожий сентябрь на дворе, оранжевые шапки рябин и караваны облаков над деревней… Далеки, недоступны теплые страны!
В.Н.Логинов «Витюшкино детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”
УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Сценарий урока-композиции с презентацией на тему "Как могут эти дни забыться..." (Великая Отечественная война в произведениях кубанских писателей")
Урок знакомит с кубанскими писателями и поэтами - участниками Великой Отечественной войны....
Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку
Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Подготовка к ВПР. Работа с текстом».
Цели урока:Обучающая: совершенствовать навык работы с текстом; умение определять основную мысль и тип речи. отвечать на поставленный вопрос, определять лексическое значение слова, стилистическую окрас...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...