Планирование по курсу "Практикум по стилистике" 5,7 классы
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
В материале представлены пояснительная записка, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование по курсу и содержание занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_stilistike.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Практикум по стилистике русского языка» (5,7 классы)
Пояснительная записка.
Программа курса «Практикум по стилистике русского языка» предназначена для обучающихся 5,7 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы.
Цели курса:
— расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;
— совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
— ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;
— расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;
— углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;
— предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки;
— вырабатывать умение редактировать текст.
В результате обучающиеся должны:
иметь представление о стилистике как учебной дисциплине, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками;
знать
— содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.;
— стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);
— стилистическую синонимию различных языковых средств;
— особенности функциональных стилей речи;
— природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;
уметь
— определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;
— находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;
— различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;
— оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;
— владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;
— пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;
— исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;
— уметь редактировать текст.
Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых выработать у обучающихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.
В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:
— изучение теоретических сведений;
— работа с лекционным материалом;
— конспектирование материала;
— анализ предложений по темам;
— работа с официально-деловыми бумагами, научной литературой, публицистическими статьями, художественной литературой.
Программа курса «Практикум по стилистике русского языка» включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры обучающихся.
Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.). Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. обучающиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Формами контроля служат соответствующие виды разбора, устные сообщения обучающихся, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы современной русистики. - Лен., 1981.
2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф. Методика рус. яз. - М., 1974.
4. Баранникова П.И. Основные сведения о языке. - М.,1982.
5. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэт. речи. - М.,1987.
6. Винокур Г.О. Сб. Культура речи. - М.,1988.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.,1988.
8. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.,1983.
9. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - Л., 1984.
10. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. - М.,1982.
11. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. - М.,1978.
12. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.
13. Крылова О.А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979.
14.Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - Лен., 1989.
15. Новиков Л.А. Искусство слова. - М., 1982.
16. Панфилов А.К. Стилистика русского языка. Руководство к работе. - М., 1986.
17. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения речи. - М., 1987.
Содержание занятий
5 класс - 34 часа
Введение (1 час)
Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики.
Раздел 1.
Стилистические возможности звуковой системы русского языка -1
Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи.
Стилистика и богатство русского словообразования - 1
Стилистические приемы, основанные на значимости морфем. Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательного повтора.
Стилистика и лексическое богатство русского языка - 13
Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры.
Фразеологическая стилистика - 3
Пословицы, поговорки, афоризмы. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов.
Стилистика и морфология - 1
Ограниченность стилистических средств морфологии по сравнению с лексическими.
Стилистика и синтаксис - 1
Синонимия словосочетаний.
Раздел 2.
Функциональные стили - 6
Общие стилевые разновидности, связанные с использованием языка в разных сферах и условиях общения. Разговорный стиль. Стиль художественного произведения.
Раздел 3.
Стилистические ошибки - 6
Лексические ошибки, которые связаны с неудачным выбором слов, непониманием точного значения слова. Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении. Ошибки в построении предложений. Удвоение подлежащего (дублирование). Пропуск необходимых слов. Неправильное использование предлогов и союза И.
Итоговый урок - 1
7 класс - 34 часа
Введение (1 час)
Основные понятия стилистики. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.
Раздел 1. Стилистика языка (22часов)
Стилистика и фонетика - 1
Орфоэпические нормы русского языка. Стилистическое использование звукописи.
Лексическая стилистика - 8
Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов.
Речевые ошибки и их исправление. Перифразы, штампы. Тавтология и ее виды. Плеоназм, виды плеоназма.
Фразеология и стилистика - 2
Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов.
Стилистика и словообразование - 1
Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление.
Стилистика и морфология - 7
Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи. Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление.
Стилистика и синтаксис - 3
Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций.
Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.
Раздел 2. Стилистика речи (5 часов)
Функциональная стилистика. Стили речи. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.
Раздел 3. Основы редактирования текста(6 часов)
Литературное редактирование как учебная дисциплина - 1
История вопроса. Определение дисциплины, ее целей и задач. Становление литературного редактирования в России. Задачи литературного редактирования текста.
Текст как предмет работы редактора - 1
Трактовка термина «текст». Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность, информативность. Виды информации: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая.
Методика редакторского анализа и правки текста - 1
Традиционные филологические методики анализа текста и практики редактирования: «лингвистический эксперимент» (Щерба Л.В.), стилистический эксперимент (Пешковский А. М.), конкретизация. Виды редакторского чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Процесс правки текста. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка, их последовательность и особенности. Компьютер в редактировании. Основные технические требования к правке. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.
Работа редактора над композицией произведения - 1
Построение литературного произведения. Две трактовки термина «композиция» – литературоведческая и лингвистическая. Анализ структуры литературного произведения. Типичные недостатки композиции журналистского материала. Оценка приемов композиции. Работа редактора над планом. Три вида планов: план будущего произведения; план завершенного автором произведения; план переработки материала. Начальные фразы, концовка, заголовок. Контактные и конструктивные функции заголовка. Жанр как композиционная форма.
Работа редактора с фактической основой текста – 1
Оценка значимости факта для текста. Золотые правила работы с фактами. Конкретизация представления как метод проверки факта. Факт и слово его называющее. Уточнение понятия и высказывания. Сопоставление фактов. Проверка фактов по авторитетным источникам информации. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней. Работа редактора со статистикой. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных. Цитаты как вид фактического материала. Приемы их использования. Понятия точности цитирования. Приемы и правила проверки цитат.
Способы изложения и виды текста – 1
Классификация способов изложения и видов текста. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение. Повествование и описание. Сообщение. Информационное описание. Рассуждение. Умозаключение. Определение и объяснение.
Тематическое планирование занятий курса «Практикум по стилистике русского языка»
7 класс
Число | № | Тема | Форма контроля |
Введение (1 час) 1. Основные понятия стилистики. Стилистика языка (22часа) 2.Стилистика и фонетика. Орфоэпия.
3.Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость. 7.Стилистическое использование лексики ограниченного употребления. 10.Плеоназм, виды плеоназма.
13.Стилистическое использование словообразования.
21.Стилистика и синтаксис. Нормы управления и согласования.
24.Функциональная стилистика. Разговорный стиль.
29.Литературное редактирование как учебная дисциплина. 33.Работа редактора с фактической основой текста. 34.Способы изложения и виды текста. |
Тематическое планирование занятий курса «Практикум по стилистике русского языка»
5 класс
Число | № | Тема | Форма контроля |
Введение - 1 1.Цели и задачи стилистики. Стилистические возможности звуковой системы русского языка - 1 2. Орфоэпия. Нормы ударения и произношения.
3.Виды словообразовательного повтора. Стилистика и лексическое богатство русского языка - 13 4.Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. 7.Стилистическая правка предложений и текста. 8.Выразительные возможности лексики. 9.Эпитет. 10.Сравнение. 11-12. Олицетворение. 13. Метафора. 14.Гипербола. Литота. 15-16.Речевые фигуры. Фразеологическая стилистика - 3 17.Пословицы, поговорки, афоризмы. 18-19.Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов. Стилистика и морфология - 1 20.Ограниченность стилистических средств морфологии по сравнению с лексическими. Стилистика и синтаксис - 1 21.Синонимия словосочетаний. Функциональные стили - 6 22-23.Разговорный стиль. 24-25.Стиль художественного произведения. 26-27.Стилистический анализ текста. Стилистические ошибки - 6 28-29.Лексические ошибки, связанные с неудачным выбором слов, непониманием точного значения слова. 30-31.Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении. Ошибки в построении предложений. 32-33.Неправильное использование предлогов и союза И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по математике 5, 6 класс и алгебре 8 класс
алгебра 8 класс, математика 5 , 6 классы, информатика и ИКТ 5, 6, 7 классы...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.
планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы
Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид)
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид) с видами практических работ и формой контроля...