Конспект урока русского языка, построенного по технологии деятельностного метода
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

Представляю методическую  разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tdm_matyushkinoy_m._e.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 901, ЮАО г.Москвы

Конспект урока в ТДМ

Учитель (ФИО)

Матюшкина Мария Евгеньевна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема:

«Буквы О – А в корне –ЛАГ-  -  - ЛОЖ - »

Дата

Целевые установки:

предметные:

- продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно;

-совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне- лаг -, -лож-;

-развивать орфографическую зоркость;

-продолжить работу над развитием связной речи;

-воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке 

  • метапредметные:
  • - формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации

  • личностные: :

 - тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- развивать внимание, память, речь,  логическое мышление;

-учить алгоритмизировать свои действия.

 

Оснащение урока (материалы к уроку)

  • учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык ,5 класс» (М, « Просвещение»);
  • рабочая тетрадь;
  • тетрадь для правил

Этапы урока

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 -Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? ( морфемику).

-С каким интересным языковым явлением мы познакомились на прошлых уроках ? ( с чередованием гласных и согласных в корне слова).

-Почему так важно знать чередования и их виды? ( потому что без этих знаний невозможно понять некоторые орфографические правила).

-А зачем надо знать правила орфографии? (чтобы грамотно писать, чтобы стать успешным).

-Как вы думаете, что вам надо сделать, чтобы грамотно писать корни с чередованием? ( узнать новые правила).

Вот вы и будете сегодня составлять  новое правило, сами сможете его сформулировать и, я уверена, захотите своё правило начать применять для грамотного письма. А я вам буду помогать.

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 -Что такое чередование гласных и согласных? ( замена буквы в корне)

-Какие гласные и согласные  могут чередоваться в корне? ( е-и в словах СОБИРАТЬ-СОБЕРУ, ВЫТИРАТЬ-ВЫТЕР; о-а в словах РАСТИ-ПОДРОС; рука-ручка, нога-ножка, муха-мушка итд ).

-На доске написаны слова. Давайте определим, являются ли они однокоренными:

Сложить, слагаемое, приложение, прилагательное, уложить, положить.

(да, являются однокоренными, так как у них общий корень и общее лексическое значение корня)

-Какой корень вы мне посоветуете выделить? ( -лаг-, -лож-).

-Почему я всё время говорю «корень», а не «корни»? ( потому что это один корень с чередованием). Какие буквы чередуются в этом корне? (а–о, г-ж). Какое общее значение у этих слов ?  Воспользуемся Толковым словарём словообразовательных единиц ( имеют отношение к действию « положить, присоединить» ).

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

 Понаблюдаем за написанным на доске. Узнали ли вы орфограмму? Назовите её. Попробуйте решить языковую задачу - вставьте пропущенное, выделяя корень. В случае затруднения не заполняйте пропуски.

Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, маленькая л…жка, разл…жим по полочкам, сл…жное предл…жение.

-Какая возникает проблема при написании ? ( не знаем, какую гласную выбрать).

- Можно ли проверить написание в корнях с чередованием, используя известное нам правило о проверке безударной гласной? (нет).

-Что же нам делать? ( надо сформулировать правило и воспользоваться им).

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель

 -Я нарисовала морфемный «шкафчик». Разложите слова по « полочкам»:

-ЛАГ-                                                                     -ЛОЖ-

-Понаблюдайте, как связано написание букв а-о с чередованием согласных .

-В какой позиции происходит это чередование? ( в слабой).

-Как будете выделять орфограмму? ( графическое выделение буквы- орфограммы, буквы- « помощника», обозначение безударной позиции чередующейся гласной).

-Сформулируйте правило , которым будете пользоваться, решая, какую букву написать в этом корне. Важно ли указать в правиле, что гласные безударные?

-А теперь вы можете ещё и точно сформулировать тему нашего урока и название правила ( « Как проверить безударную гласную в корне с чередованием –ЛАГ- - -ЛОЖ- « )

-Запишите название правила и само правило в ТДП ( в какой раздел записать лучше – в « Морфемику» или в « Орфографию»?)

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 - Прочитайте, какие у вас получились записи. Чья запись точнее, грамотнее? Чьей записью легче будет пользоваться при вполнении заданий?

- Сравните ,как это правило сформулировано в учебнике. А как там записана тема? Где точнее?

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

- Вернёмся к записанному на доске упражнению.

Зная правило, попробуйте его применить ( учащиеся выполняют задание « по цепочке»).

Комментируйте ваши действия.

-Какие примеры нельзя записывать, используя правило? Почему? ( в них гласная в сильной позиции, её не нужно проверять).


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки

-Выполните теперь задачки на это правило, решая их самостоятельно:

полОжительный герой, слОжение чисел, предлОжить помощь, удачное излОжение, предлАгать дружбу.

А теперь сравните, как сделали вы и как это получилось у меня. Поменяйтесь теперь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

-Рассмотрите( прослушайте) примеры. Какие из них можно решить, используя сегодняшнее правило?

Отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов;  предположения не осуществились;

изменить положение; слагать стихи; положим на стол, высокая гора, мягкая трава.

Какие примеры не смогли решить? Мы сделаем это на следующем уроке.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

 -Вспомните, какова была наша цель на уроке. Смогли ли мы её добиться?  Что мы для этого сделали?

-Что вы сегодня узнали и чему научились?

- Довольны ли вы вашей работой?

- Оцените свою работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка с применением технологии "Активные методы обучения" в условиях реализации ФГОС

В данной публикации представлен табличный вариант оформления конспекта урока с применением Активных Методов Обучения в 9 классе по УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. IX класс по ...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Конспекты уроков русского языка с применением технологии РКМЧП

Технология развития критического мышления...

Конспект урока по русскому языку 5 кл. Технология деятельностного метода

Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода...

конспект урока русского языка с использованием технологии уровневой дифференциации на тему " Существительные общего рода"

в разработку включены материалы  к уроку русского языка в 6 классее на тему "Имена существительные общего рода"...