Конспект урока русского языка, построенного по технологии деятельностного метода
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Представляю методическую разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tdm_matyushkinoy_m._e.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 901, ЮАО г.Москвы
Конспект урока в ТДМ
Учитель (ФИО) | Матюшкина Мария Евгеньевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема: | «Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ - » |
Дата | |
Целевые установки: | предметные: - продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; -совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне- лаг -, -лож-; -развивать орфографическую зоркость; -продолжить работу над развитием связной речи; -воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - развивать внимание, память, речь, логическое мышление; -учить алгоритмизировать свои действия.
|
Оснащение урока (материалы к уроку) |
|
№ | Этапы урока | Содержание этапа |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | -Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? ( морфемику). -С каким интересным языковым явлением мы познакомились на прошлых уроках ? ( с чередованием гласных и согласных в корне слова). -Почему так важно знать чередования и их виды? ( потому что без этих знаний невозможно понять некоторые орфографические правила). -А зачем надо знать правила орфографии? (чтобы грамотно писать, чтобы стать успешным). -Как вы думаете, что вам надо сделать, чтобы грамотно писать корни с чередованием? ( узнать новые правила). Вот вы и будете сегодня составлять новое правило, сами сможете его сформулировать и, я уверена, захотите своё правило начать применять для грамотного письма. А я вам буду помогать. | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | -Что такое чередование гласных и согласных? ( замена буквы в корне) -Какие гласные и согласные могут чередоваться в корне? ( е-и в словах СОБИРАТЬ-СОБЕРУ, ВЫТИРАТЬ-ВЫТЕР; о-а в словах РАСТИ-ПОДРОС; рука-ручка, нога-ножка, муха-мушка итд ). -На доске написаны слова. Давайте определим, являются ли они однокоренными: Сложить, слагаемое, приложение, прилагательное, уложить, положить. (да, являются однокоренными, так как у них общий корень и общее лексическое значение корня) -Какой корень вы мне посоветуете выделить? ( -лаг-, -лож-). -Почему я всё время говорю «корень», а не «корни»? ( потому что это один корень с чередованием). Какие буквы чередуются в этом корне? (а–о, г-ж). Какое общее значение у этих слов ? Воспользуемся Толковым словарём словообразовательных единиц ( имеют отношение к действию « положить, присоединить» ). | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | Понаблюдаем за написанным на доске. Узнали ли вы орфограмму? Назовите её. Попробуйте решить языковую задачу - вставьте пропущенное, выделяя корень. В случае затруднения не заполняйте пропуски. Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, маленькая л…жка, разл…жим по полочкам, сл…жное предл…жение. -Какая возникает проблема при написании ? ( не знаем, какую гласную выбрать). - Можно ли проверить написание в корнях с чередованием, используя известное нам правило о проверке безударной гласной? (нет). -Что же нам делать? ( надо сформулировать правило и воспользоваться им). | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель | -Я нарисовала морфемный «шкафчик». Разложите слова по « полочкам»: -ЛАГ- -ЛОЖ- -Понаблюдайте, как связано написание букв а-о с чередованием согласных . -В какой позиции происходит это чередование? ( в слабой). -Как будете выделять орфограмму? ( графическое выделение буквы- орфограммы, буквы- « помощника», обозначение безударной позиции чередующейся гласной). -Сформулируйте правило , которым будете пользоваться, решая, какую букву написать в этом корне. Важно ли указать в правиле, что гласные безударные? -А теперь вы можете ещё и точно сформулировать тему нашего урока и название правила ( « Как проверить безударную гласную в корне с чередованием –ЛАГ- - -ЛОЖ- « ) -Запишите название правила и само правило в ТДП ( в какой раздел записать лучше – в « Морфемику» или в « Орфографию»?) | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | - Прочитайте, какие у вас получились записи. Чья запись точнее, грамотнее? Чьей записью легче будет пользоваться при вполнении заданий? - Сравните ,как это правило сформулировано в учебнике. А как там записана тема? Где точнее? | |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | - Вернёмся к записанному на доске упражнению. Зная правило, попробуйте его применить ( учащиеся выполняют задание « по цепочке»). Комментируйте ваши действия. -Какие примеры нельзя записывать, используя правило? Почему? ( в них гласная в сильной позиции, её не нужно проверять). |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки | -Выполните теперь задачки на это правило, решая их самостоятельно: полОжительный герой, слОжение чисел, предлОжить помощь, удачное излОжение, предлАгать дружбу. А теперь сравните, как сделали вы и как это получилось у меня. Поменяйтесь теперь тетрадями и выполните взаимопроверку. | |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | -Рассмотрите( прослушайте) примеры. Какие из них можно решить, используя сегодняшнее правило? Отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предположения не осуществились; изменить положение; слагать стихи; положим на стол, высокая гора, мягкая трава. Какие примеры не смогли решить? Мы сделаем это на следующем уроке. | |
Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | -Вспомните, какова была наша цель на уроке. Смогли ли мы её добиться? Что мы для этого сделали? -Что вы сегодня узнали и чему научились? - Довольны ли вы вашей работой? - Оцените свою работу . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в рамках технологии деятельностного подхода
Требования ФГОС по русскому языку....
Конспект урока английского языка с применением технологии "Активные методы обучения" в условиях реализации ФГОС
В данной публикации представлен табличный вариант оформления конспекта урока с применением Активных Методов Обучения в 9 классе по УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. IX класс по ...
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Конспект урока русского языка по АМО-технологии по теме "Антонимы"_5 класс
В помощь учителю русского языка...
Конспекты уроков русского языка с применением технологии РКМЧП
Технология развития критического мышления...
Конспект урока по русскому языку 5 кл. Технология деятельностного метода
Урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода...
конспект урока русского языка с использованием технологии уровневой дифференциации на тему " Существительные общего рода"
в разработку включены материалы к уроку русского языка в 6 классее на тему "Имена существительные общего рода"...