Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы" – М.: Мнемозина, 2008. Программа рассчитана на 35 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv._iskusstvo_ustnoy_i_pismennoy_rechi_11_kl.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО

Цветенберг С.С.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П.

Приказ № ___ от «__»_______________20__г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку в 11 классе

 «Искусство устной и письменной речи»

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка

Цветенберг Светланы Семеновны

с. Верх-Бехтемир

2013 год

Пояснительная записка

        Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И  наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар.

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.

        Тематическое планирование составлено на основании курса

«Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008. Программа рассчитана на 35 часов.

Прогнозируемые результаты

        Элективный курс «Искусство устной и письменной речи»  поможет поднять общекультурный уровень современного  школьника, чтобы он  мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями.  В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).

        В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

        

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, подраздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Сбор материала для письменного и устного высказывания

5

2

3

Практическая работа

2.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7

3

4

Практическая работа

3.

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

6

2

4

Практическая работа

4.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

1

5

Семинар-практикум

5.

Публичная защита реферата

11

2

8

Зачёт

Итого 35 часов (1 час в неделю).

Календарно – тематическое планирование элективного курса

«Искусство устной и письменной речи»

Автор С.И. Львова

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации

урока

Дата

Коррекция

Сбор материала для письменного и устного высказывания

5

1.

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.

1

Лекция.

2.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей, осознание цели высказывания.

1

Конспект

3.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.

1

Практическая

работа

4.

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

1

Практическая работа

5.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

1

Лекция

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7

6.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.

1

Лекция.

7.

Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.

1

Конспект.

8.

Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

1

Практическая работа

9.

Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.

1

Практическая работа.

10

Смысловые части письменного текста и абзац.

1

Лекция

11

Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.

1

Лекция.

12

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.

1

Практическая работа

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

6

13

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

1

Практическая работа.

14.

Языковая норма и её признаки.  Орфоэпические и интонационные нормы.

1

Лекция

15.

Лексические и стилистические нормы.

1

Лексика.

16.

Морфологические и синтаксические нормы.

1

Лекция

17.

Правописные нормы. Вариативность норм.

1

Лекция

18.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

1

Практическая работа.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

19.

Выразительность речи.

1

Семинар-практикум

20.

21.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

2

Семинар-практикум

22.

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

1

Урок-игра

23.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

1

Семинар-практикум

24.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

Лекция

Публичная защита реферата

10

25.

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.

1

Лекция.

26.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

1

Практикум.

27.

Репетиция речи. Выработка уверенности в себе.

1

Практикум

28.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым  нормам.

1

Конспект.

29.

Выразительность речи.

1

Семинар-практикум

30.

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

1

Семинар-практикум

31.

Защита рефератов.

1

Зачёт.

32.

Защита рефератов.

1

Зачёт.

33.

Защита рефератов.

1

 Зачёт.

34-35.

Итоговое занятие.

2

Зачёт

Литература

Для учащихся

Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.

Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Словари

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.

Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.

Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995

Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе

Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....

Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»

Рабочая программа  по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»

   Основные цели курса:– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;  – дать общие сведения о ...