Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы" – М.: Мнемозина, 2008. Программа рассчитана на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv._iskusstvo_ustnoy_i_pismennoy_rechi_11_kl.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель МО Цветенберг С.С. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П. Приказ № ___ от «__»_______________20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 11 классе
«Искусство устной и письменной речи»
на 2013-2014 учебный год
учителя русского языка
Цветенберг Светланы Семеновны
с. Верх-Бехтемир
2013 год
Пояснительная записка
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.
Тематическое планирование составлено на основании курса
«Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008. Программа рассчитана на 35 часов.
Прогнозируемые результаты
Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, подраздел | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. | Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 | 2 | 3 | Практическая работа |
2. | Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 7 | 3 | 4 | Практическая работа |
3. | Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4. | Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 6 | 1 | 5 | Семинар-практикум |
5. | Публичная защита реферата | 11 | 2 | 8 | Зачёт |
Итого 35 часов (1 час в неделю).
Календарно – тематическое планирование элективного курса
«Искусство устной и письменной речи»
Автор С.И. Львова
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Форма организации урока | Дата | Коррекция |
Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 | ||||
1. | Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. | 1 | Лекция. | ||
2. | Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей, осознание цели высказывания. | 1 | Конспект | ||
3. | Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах. | 1 | Практическая работа | ||
4. | Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. | 1 | Практическая работа | ||
5. | Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации. | 1 | Лекция | ||
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 7 | ||||
6. | Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. | 1 | Лекция. | ||
7. | Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения. | 1 | Конспект. | ||
8. | Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. | 1 | Практическая работа | ||
9. | Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений. | 1 | Практическая работа. | ||
10 | Смысловые части письменного текста и абзац. | 1 | Лекция | ||
11 | Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. | 1 | Лекция. | ||
12 | Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. | 1 | Практическая работа | ||
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 6 | ||||
13 | Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. | 1 | Практическая работа. | ||
14. | Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы. | 1 | Лекция | ||
15. | Лексические и стилистические нормы. | 1 | Лексика. | ||
16. | Морфологические и синтаксические нормы. | 1 | Лекция | ||
17. | Правописные нормы. Вариативность норм. | 1 | Лекция | ||
18. | Нормативные словари современного русского языка и справочники. | 1 | Практическая работа. | ||
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 6 | ||||
19. | Выразительность речи. | 1 | Семинар-практикум | ||
20. 21. | Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. | 2 | Семинар-практикум | ||
22. | Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. | 1 | Урок-игра | ||
23. | Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. | 1 | Семинар-практикум | ||
24. | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | Лекция | ||
Публичная защита реферата | 10 | ||||
25. | Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. | 1 | Лекция. | ||
26. | Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. | 1 | Практикум. | ||
27. | Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. | 1 | Практикум | ||
28. | Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам. | 1 | Конспект. | ||
29. | Выразительность речи. | 1 | Семинар-практикум | ||
30. | Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата. | 1 | Семинар-практикум | ||
31. | Защита рефератов. | 1 | Зачёт. | ||
32. | Защита рефератов. | 1 | Зачёт. | ||
33. | Защита рефератов. | 1 | Зачёт. | ||
34-35. | Итоговое занятие. | 2 | Зачёт |
Литература
Для учащихся
Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.
Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.
Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Словари
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.
Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.
Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.
Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995
Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе
Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...
Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»
Основные цели курса:– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка; – дать общие сведения о ...