"Этот нерусский русский язык"
план-конспект занятия (русский язык) по теме

Титаренко Марина Юрьевна

Внеклассное мероприятие для 6-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.zanyatie_porus.yaz_.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Миллеровская СОШ

« Этот нерусский русский язык!»

Викторина по русскому языку для 7-8класса

 Учитель: Титаренко М.Ю.

Цели:

  • формировать у учащихся интерес к русскому языку;
  • показать роль и место заимствованных слов в русском языке;
  • обучать работе в команде

Оборудование:

  • музыкальный центр, подбор музыки
  • ватман, фломастеры
  • мольберты для выполнения заданий
  • карточки с заданиями

Учитель:

     Дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку, для всех нас родному и понятному. А уверены ли вы, что всегда говорите именно на русском языке? Вы изучаете английский язык. Есть ли в нем слова, которые звучат, как русские? О чем это говорит?

      Давайте сегодня попробуем ответить на этот вопрос, а заодно и познакомиться с происхождением таких знакомых русских – и всё же не русских слов. А помогут нам в этом словари: этимологический словарь русского языка, словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка. Ну и, конечно, ваша эрудиция.

     Прошу для участия в конкурсе выйти команды из 5 человек от каждого класса. Выберите, пожалуйста, капитанов.

     Если театр начинается с вешалки, то игра с жюри! Представляю членов жюри…..

     Итак, приступаем к игре.

 

 Учитель: 

     Древний Рим и Древняя Греция подарили миру, в том числе и России, очень много лексических элементов, мы пользуемся ими до сих пор. Кроме того, 300-летнее монголо-татарское иго на Руси тоже оставило свой след в нашем языке.  Нашу игру мы начнем с разминки, в которой вы постараетесь вспомнить как можно больше таких слов

     

Задание 1. Разминка (по 1 баллу за каждое слово).

        Придумайте за 1 минуту как можно больше слов по «коду»:

Грецизмы – авт (сам), гео (земля), граф (писать),  микр-(малый), -скоп

                       (смотреть), -тека (вместилище, хранилище)

Латинизмы – аква(вода), дикт (говорить), мобил (подвижный), би (два),

                         интер (между), окул(глаз), био(жизнь)

Из разных языков: тюркский –  кара(черный), баш(голова); греческ. –

                         Астра (звезда), гастро (желудок)

 

Учитель: Часто в нашу жизнь из других стран приходят новые вещи, явления, в таком случае вместе с ними в языке появляются целые группы новых слов. Следующее задание как раз и связано с такими группами.

Задание 2.(3 балла)  К каким тематическим группам относятся слова:

 а) монитор, хакер, веб-сервер, чат, аська, дисплей, курсор, флэшка.

 б) брокер, дилер, менеджер, пиар, бизнес, офис, дефолт.

 в) гейм, пенальти, нокаут, кросс, фристайл, баскетбол, овертайм, кикбоксинг.

   Как вы смогли определить это? Почему их пришлось заимствовать в русский язык?

 

Учитель:

             Много «русских» нерусских слов пришло к нам из произведений художественной литературы. Очень большая часть текста романа Л.Толстого «Война и мир» написана на французском языке. И это не случайно: в тот период нашей истории в высшем свете было принято говорить по-французски. Например, в семье И.С. Тургенева говорили только на французском языке. Любое художественное произведение, в котором будут описаны другая страна, её обычаи, традиции, обязательно внесет в наш язык что-то новое.

 

Задание 3. (5 баллов)  В каком произведении упоминаются эти слова?            

                       Назовите тематическую группу, в которую они входят.

 7 кл.: картечь, редут, лафет, бивак, кивер, улан, гусар. (М.Ю. Лермонтов

           «Бородино»)

 8 кл.: бурса, есаул, гетман, пан, костел, султан, шаровары, курень.

         (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Учитель:

             А сколько крылатых выражений пришло к нам из древних мифов, из Библии! Давайте сейчас вспомним некоторые из них.

 

Задание 4. (По 1 баллу за каждый ответ)

     Объясните значение и происхождение выражений:

 а) авгиевы конюшни; прокрустово ложе; кануть в Лету; змей-искуситель;

 б) самовлюбленный Нарцисс; нить Ариадны; сизифов труд; всемирный потоп;

 в) ящик Пандоры; погрузиться в объятья Морфея; яблоко раздора; вавилонское столпотворение;

 

Учитель:

             А теперь конкурс для наших капитанов. Прошу вас.

Задание 5. Конкурс капитанов.

       Как известно, славянские языки очень близки друг другу, хотя порой, слово на болгарском или украинском языках звучит полной противоположностью русскому. Пожалуйста, переведите на русский язык предложенные вам слова или предложения.

 а) Болгарский:  «Червената шапчица»(Красная шапочка), «Пепеляшка»(Золушка), «Малечка Палечка»(Дюймовочка), «Храбрият шивач»(Храбрый портняжка), «Котаракът в чизми»(Кот в сапогах).

 б) Белорусский: захад(запад), усход(восход), поудзень(юг), поунач(север), дзень(день), спужаць(испугать), усьмяхацца(улыбаться)

 в)Украинский: хоробрiсть(храбрость), кiнь(конь), година(время), кiт (кот), пiвдень(юг), вовк(волк)

 

Учитель: 

        А сейчас – ответ на  домашнее задание.

 

Задание 6. (Количество баллов - от количества слов)

                             Переведите с иностранного на иностранный.

Скажите по-французски: удар (шок), обжора(гурман), гриб(шампиньон), оцепенение(транс), песня(шансон).

Скажите по-немецки: наказание(штраф), пятно(клякса), завиток(локон), шейный платок(галстук), охотник(егерь).

Скажите по-латыни: число (номер), шар(глобус),  использование (эксплуатация), круг(цирк), сидящий впереди (президент), точка(пункт).

 

Учитель:

                 А мы пока поиграем в ту же игру со зрителями. Но без предварительной подготовки. Проверим вашу интуицию и желание принести лишний балл своей команде. Конечно, я постаралась выбрать не очень сложные вопросы.

 

Игра со зрителями.

Переведите:

По-персидски платок – шаль

По-древнегречески книга – библия

По-итальянски отряд – банда

По- грузински вертел – шашлык

По-латыни испытание – экзамен

По-украински художник – маляр

По-итальянски червячки – вермишель

По-латыни ударение – акцент

По-древнегречески оцепенение – наркоз

По-татарски кладовка – чулан

 

Учитель: Часто мы употребляем в речи слова, значения которых и сами до конца не знаем. Так ведь и впросак попасть недолго. А хотите узнать, откуда взялись некоторые очень знакомые всем слова, которые мы привычно считаем русскими? Тогда следующее задание.

 

Задание 7. (6 баллов)

   Используя словари, найдите происхождение и значение следующих слов:

 а) каракал(черное ухо), гиппопотам(речная корова), кролик(маленький король), марабу(отшельник), фламинго(пламя), кенгуру(не знаю).

 б) мандарин(советник), корнишон(маленький рог), помидор(золотое яблоко), апельсин(китайское яблоко), бисквит(дважды печеный), безе(поцелуй).

 в) герань(журавль), гладиолус(небольшой меч), хризантема(золотой цветок), ирис(радуга), мимоза(меняющий свое обличие), тюльпан(тюрбан)

 

 Учитель : А теперь завершающий конкурс. Возможно, он изменит результаты всей предыдущей игры. Итак, задание.

 

Задание 8. (Количество баллов – от количества слов)

         Немецкое слово «калейдоскоп» образовалось от греческого

( kalos- «красивый» + eidos- «вид»  + skopeo- «смотрю»). Из него за 5 минут  нужно составить как можно больше слов (имя существительное, нарицательное, единственное число). Болельщики могут выполнять то же задание, чтобы помочь своей команде: если слово не придумано командой, но есть у болельщиков, балл за него добавляется команде.

 

Учитель:

        Вот видите, сколько слов можно составить из одного. А вы уверены, что все они русские? Если кому-то интересно, тот может всегда найти значение и происхождение любого слова в словарях в нашей библиотеке.

        Прошу жюри подвести итоги сегодняшней игры, огласить и наградить победителей (команду и активного знатока нерусского русского языка)

СПАСИБО ЗА ИГРУ!

Использованная литература:

   Афанасьев С.П. Супервечеринки, или 1000 часов радости и веселья. М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2006. – 304 стр.

     Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. -224 стр.

  Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 192 стр.

   Словарь иностранного языка.- М.: ЮНВЕС, 1996. -

  Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2004. – 39        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.

Рабочая программа для  использования в работе учителей русского языка  5 класса...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса с нерусским (родным) языком обучения

Рабочую  программу можно  использовать    в школах с нерусским (родным) языком обучения...

Внеклассное мероприятие "Этот веселый русский язык"

Старалась показать изучение русского языка с занимательной точки зрения, привить любовь к урокам, активизировать процессы логического мышления, внимания....

Викторина "Этот интересный русский язык"

Эта викторина реализует следующие цели: привить любовь к русскому  языку, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить полученные знания. Викторина повышает активность учащихся, так как...

Этот трудный русский язык

Серия презентаций по правилам русского языка....

«Виртуальное путешествие «Этот нерусский русский»

laquo;Виртуальное путешествие«Этот нерусский русский»...