Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родной язык в «реке времени» 10-11 классы». Составитель Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_v_reke_vremeni.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель МО Цветенберг С.С. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П. Приказ № ___ от «__»_______________20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 11 классе
«Родной язык в «реке времени»»
на 2013-2014 учебный год
учителя русского языка
Цветенберг Светланы Семеновны
с. Верх-Бехтемир
2013 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 11 классов. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегрирующий взгляд на язык, отражает современный подход к изучению языка. Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.
Основными целями данного курса являются:
- формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
- создание предпосылок заинтересованности учеников свободном владении языком и его ресурсами.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить минимум основ языкознания;
- видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;
- знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка; осознать, что язык развивается по определенным законам.
Тематическое планирование составлено на основании элективного курса «Русский язык. Родной язык в «реке времени» 10-11 классы». Составитель Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Содержание тем учебного курса
1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного
бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) (2 часа).
Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство социализации
человека. Работа со словом «грамота».
2. Как жили наши предки – славяне (2часа).
Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племён. Образование праславянского языка. В семье славянских языков.
3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.Бунин) (2 часа).
Источники изучения языка и его история (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности.
4. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв (2 часа).
Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние.
Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных
написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
5. Славянский алфавит и его особенности (2 часа).
Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки.
Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.
6. Как учили грамоте на Руси (2 часа).
«Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев).
7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» (2 часа).
Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».
8. Русский язык в кругу славянских языков (2 часа).
«Общеславянский язык – прародитель славянских языков». «Языки-братья». «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. «Первоучители Кирилл и Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».
9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского
языка) (2 часа).
Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона
слогового сингармонизма. Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид? Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ъ.) Процесс перехода е в о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.
10. «Первородные и усыновлённые слова» (Я.Козловский) (2 часа).
Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.
11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (2 часа).
Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных
слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.
12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) (2 часа).
Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.
13. Тайны имён и прозвищ (2 часа).
Антропонимия. Антропонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища.
14. С какого времени начинается современный русский литературный язык? (2 часа)
Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических,
синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.
15. Что? Как? Почему? (2часа).
История имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий, предлогов, союзов, частиц.
16. Из истории русской пунктуации (2 часа).
Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания.
17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (2 часа).
Подготовка и презентация устного журнала.
13. «Кто хочет стать... отличником?» (1 час).
Занятие обобщающего характера.
Учебно-тематический план (35 часов)
№ п/п | Кол-во часов | Дата прове дения | Название тем курса | Тип занятия | Формы и методы обучения |
1-2 | 2 | Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) | Беседа | Вступительное слово учителя. Работа со словарями. Практическая работа в группах. Работа с текстом «Поучения Владимира Мономаха». | |
3-4. | 2 | Как жили наши предки – славяне. | Беседа | Слово учителя о языке и его роли в жизни. Сообщения учащихся. | |
5-6 | 2 | «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена». | Беседа. Элементы исследования лексики старославянского языка. | Слово учителя. Сообщения учащихся. Работа в группах. Практическая работа. | |
7-8 | 2 | Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв | Защита рефератов | Слово учителя. Конкурсные выступления учащихся. Дискуссия по поводу выступлений. Игра «вопрос - ответ». | |
9-10 | 2 | Славянский алфавит и его особенности | Исследование | Слово учителя. Работа в группах | |
11-12 | 2 | Как учили грамоте на Руси | Защита коллективного сообщения | Слово учителя. Коллективное сообщение. Дискуссия. Практическая работа. | |
13-14 | 2 | «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» | Практикум | Вступительное слово учителя. Практикум. | |
15-16 | 2 | Русский язык в кругу славянских языков | Деловая игра | Сценарий конгресса: 1.открытие конгресса. 2.обсуждение программы. 3. первый день работы конгресса. 4 . второй день работы конгресса. 5. подведение итогов. | |
17-18 | 2 | «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) | Исследование | Слово учителя. Работа в группах | |
19-20 | 2 | «Первородные и усыновлённые слова» (Я.Козловский) | Конференция | 1. Выступление «руководителя» конференции. 2. Работа в группах. 3. Выступление докладчиков о результатах исследования. 4. Дискуссия. 5. Анализ работы конференции. | |
21-22 | 2 | «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) | Беседа «За круглым столом». | Вступительное слово учителя. Конкурсные сообщения с подготовленными вопросами для групп. | |
23-24 | 2 | «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) | Игра | Сценарий игры: 1. инсценировка заседания словарей. 2. выступления учащихся от имени словарей. 3. работа со словарями. | |
25-26 | 2 | Тайны имён и прозвищ | Защита коллажей «Я и моё имя» | Слово учителя. Сообщения учащихся. Защита коллажей. Исследование смысла прозвищ. Практическая работа в группах. | |
27-28 | 2 | С какого времени начинается современный русский литературный язык? | Лекция | Лекция учителя по предложенному плану с записью основных положений. | |
29-30 | 2 | Что? Как? Почему? | Практикум | Практическая работа | |
31-32 | 2 | Из истории русской пунктуации | Лекция | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Викторина. | |
33-34 | 2 | «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» | Устный журнал | Выступления учащихся | |
35 | 1 | «Кто хочет стать... отличником?» | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной язык в "реке времени". Презентация
Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....
Элективный курс"Родной язык в реке времени"
Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судь...
"Родной язык в реке времени"
Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого....
Рабочая программа по элективному курсу «Родное село в задачах» 6 класс
Рабочая программа по математики (элективный курс) 6 класс разработана по ФГОС. В ходе курса ребята знакомятся с основами построения задачи, ее элементами. В конце курса ребята защищают свои твор...
Календарно-тематическое планирование уроков курса"Родной язык (русский)" в 11 классе
КТП и ТП курса "Родной язык (русский)" в 11 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ предполагает работу с учебником Русского языка за 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учр...
КТП и ТП уроков курса "Родной язык (русский)" для 12 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по учебнику А. И. Власенкова
Календарно-тематическое планирование, тематическое планирование уроков курса "Родной язык (русский)" для 12 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...