"Родной язык в реке времени"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого.
Ф.И. Буслаев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация спецкурса | 725.5 КБ |
doklad.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Родной язык в реке времени.
Автор: Ткаченко Людмила Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кисловская СОШ»
634508
д.Кисловка
Томского района
Томской области
Ул. Лесная 2 Г
Тел. 953 – 982
Томск 2013
Оглавление
- Введение. Как построить нетрадиционный урок русского языка? …3
- Исследовательская внеурочная деятельность учащихся……………..4
- Проект «Родной язык в реке времени»……………………………… 5-6
- Заключение ………………….. …………………………………….. … 7
- Список литературы………………………………………………………8
Введение. Как построить нетрадиционный урок русского языка?
Метод проекта вновь становится популярной педагогической технологией в современном преподавании, так как он направлен на повышение эффективности урока. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда и страниц учебника. Наверное, поэтому наши ученики при повторении пройденного материала обращаются не к стабильным учебникам, которые изобилуют пространными и плохо запоминающимися правилами, а к своим конспектам – учебникам и газетам. При увлечённой подготовке к такому уроку и происходит более глубокое усвоение материала, что собственно и является конечной целью подобных экспериментов.
За годы работы мы пришли к выводу, что наиболее благодатной почвой для подобных уроков являются учащиеся 5-6 классов. Особенно это интересно при выборе языковых типов проектов, так как проблема изучения языка вызывает живой интерес у учащихся.
В основе проектно-исследовательской технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему. Метод проекта идеально подходит в качестве создания условии для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения исследовательской работы. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. Знакомая многим критически настроенным
лицам формулировка «зачем мне это надо и что я буду от этого иметь» в данном случае выглядит как цель и предполагаемый результат.
Исследовательская внеурочная деятельность учащихся.
За несколько лет в нашей методической копилке набралось множество
исследовательских и проектных работ обучающихся. Условно их можно разделить на следующие группы:
- работы, исследующие проблемы надпредметного характера и предполагающие интеграцию литературы, истории, философии, лингвистики, культурологи, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни:
- «История моей фамилии» (учащиеся 5-6 классов)
- «Что в имени твоём?» (учащиеся 5-7 классов)
- «Проблемы экологии слова» (учащиеся 8-9 классов)
- «Во что верили наши предки» (учащиеся 7-8 классов)
- «На каком языке мы говорим» (учащиеся 5-6 классов)
- «К истокам культуры: месяцеслов» (учащиеся 6-7 классов)
- работы, посвященные изучению жизни и творчеству писателей, чьи судьбы связаны с Томской областью. Учащиеся на основе анализа произведений, изучение эпистолярной и мемуарной литературы, бесед с очевидцами событий создают нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя и.т.п:
- «Мифологический мир Шмелёва» учащиеся 8 класса
- «Пространство и время в рассказах А.П.Чехова» учащиеся 9 класса
- «Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся 9 кл
Заметим, что исследовательский подход к изучению какого-либо явления, процесса в языке предполагает определённую структуру работы: постановку задачи, обоснование актуальности заявленной темы, литературный обзор, описание методики, анализ экспериментального материала, выводы. Необходимо четко сформулировать цель исследования и определить круг задач, которые показывают, что конкретно необходимо сделать для достижения цели. Проводя литературный обзор, т.е. давая краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, важно показать, что в исследовании ставится новая задача, а не проводится обобщение того, то что уже было известно ранее. В работе должен быть представлен материал, собранный и обработанный с помощью конкретной методики.
В процессе исследования выявляются - при помощи сопоставления и анализа тех или иных конкретных языковых фактов - определенные закономерности, которые необходимо четко сформулировать. Работа завершается выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы и которые должны соответствовать целям и задачам исследования.
В течение нескольких лет наши ученики занимались вопросами лексикологии и в частности изучением различных пластов устаревшей лексики: наименований одежды и обуви, кушаний и напитков, утвари, жилых помещений. Oтметим, что изучение значительного количества объединенных обшей темой лексем, вышедших к концу ХХ века (а возможно, и раньше) Из употребления в связи с утратой называемых ими вещей и предметов, важно не только для понимания многих художественных текстов русской литературы прошлого, но и для сохранения исторической языковой памяти современного молодого человека. Поэтому, на наш взгляд, данные языковые исследования актуальны и в области научной лексикологии, и в области лингвистического анализа текста, и в области воспитательной.
Проект «Родной язык в реке времени»
(спецкурс для учащихся 5-6 классов)
Пояснительная записка
В чем смысл процесса обучения? Очевидно, в том, чтобы помочь подрастающему поколению освоить опыт предшествующих поколений и осознать себя в окружающем мире, найти свое место в человеческом сообществе.
Ни одной из этих целей нельзя достичь без языка, ибо язык - средство социализации человека. «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка ... обойтись нельзя: это знание свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности»
Иными словами, молодой человек, получающий среднее образование, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь некоторое представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности.
Для реализации этой цели мы разработали спецкурс «Родной язык в реке времени» для учащихся 5-6 классов.
Задачи курса:
- дать учащимся представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков, о его истории.
- расширить представления учащихся о связи слова с материальной культурой, о связи языка с духовной жизнью человека, с культурно-исторической средой.
- углубить осознание того, что язык развивается по определённым законам.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:
- историю происхождения языка
- этапы развития письменности
- историю русского алфавита
- различные средства выразительности
- различные виды словарей
- виды тропов
- происхождение и значение фразеологизмов
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
- составлять письма
- анализировать выразительные возможности звуков
- определять тип переносного значения
- разграничивать паронимы
- использовать в своей речи выразительные средства языка.
Курс состоит из трёх разделов:
1. «История языка»
2. «Из жизни букв»
3. «Рождение слова»
В первом разделе ученики знакомятся с общими понятиями, связанными с языком человека. Практическая задача этого раздела - вызвать у ребенка интерес к языку и желание анализировать языковые явления.
Второй и третий разделы посвящены изучению двух уровней языка.
3aдача этих разделов - более подробно, чем это делается в курсе русского языка, познакомить учащихся с единицами данных уровней языка на материале художественной литературы.
Программа включает в себя и практическую работу (выполнение различных упражнений, анализ текстов, составление словарных статей).
ПРОГРАММА КУРСА
I. «История языка»
1. Язык как средство общения между людьми. 2. Происхождение языка.
3. Язык людей и животных. 4. Появление письменности и этапы её развития.
5. Практическое занятие. «Как писать письма» 6. Практическое занятие. Рисуночное письмо. 7. Происхождение славянской азбуки. 8. История русского алфавита. 9. Практическое занятие. (Подобрать пословицы и поговорки, связанные с речевой деятельностью человека. Найти высказывания великих людей о языке, слове. )
II. «Из жизни букв»
10. Звуки речи. Классификация звуков. 11. Практическое занятие. (Значение звуков в поэтической речи. Анализ текстов. Аллитерация. Ассонанс. Звукозапись. )12. История русской графики и её реформ.
III. Рождение слова.
13. Слово – основная единица языка. Слово в художественном тексте. 14. Происхождение слов. Исконная и заимствованная лексика. Причины заимствования. 15. Практическое занятие. Слово получает паспорт. История моего имени и фамилии. 16 -17. Научно-практическая конференция «И до чего чудесны наши русские слова!»
Заключение
Язык является органичной частью индивидуальной культуры человека. Каждое новое поколение должно нести в себе идею сохранения и развития родного языка. Именно с помощью родного языка мы познаём мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Слово русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них прошлое и настоящее нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, обычаев, исторических этапов развития конкретного народа, развитие его искусства, словесность, народно - поэтического творчества и.т.д. Слово – это памятник культуры и памятник культуре.
Л и т е р а т у р а
1. Булохов М. Г., Жовтобрюх М. А., Кодухов В. И.
Восточнославянские языки. М., 1987.
2. Бу дагов Р. А. История слов в истории 06щества.- М., 1971.
3. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание.- М.: Л., 1966.
4. Горбачевич К. С. Нормы русского литературного языка-- М., 1989.
5. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка.-
М., 1981.
6. Журавлев В. К. Язык. Языкознание. Языковеды.- М., 1991.
7. Иванов В. В., Потиха З. А .. Исторический комментарий к занятиям
по русскому языку в средней школе.- М., 1985.
8. Кожин А. Н., Кожина А. А. Практический курс истории языка
русской литературы.- М., 1990.
9. Колесов В. В. Язык города.- М., 1991. Кротова В. Н., Со6инникова В. И.
Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка.- Воронеж, 1987.
10. Можейко Н. С., Игнатенко А. П. древнерусский язык.- Минск, 1988.
11. Мокиенко В. М. Образы русской речи. ЛГУ, 1986.
12. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной язык в "реке времени". Презентация
Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс
Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родно...
Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »
Из русской литературы XVII векаГ.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »Смирнова М.С.Учитель русского языкаи литературы ГБОУ Лицей № 554...
Река времени
Проект "Река времени"...
Элективный курс"Родной язык в реке времени"
Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судь...
Урок-конференция в 7 классе на тему "Имя в реке времени" (урок русского языка)
На уроке-конференции ребята знакомятся с происхождением некоторых имен, а также рассказывают о своих именах....
Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык в реке времени"
Основными целями данного курса являются: – формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ре...