Элективный курс русского языка для 9-х классов «Нормативный аспект культуры речи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
электив
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
412.doc | 69 КБ |
elektiv_po_russkomu_yazyku.docx | 15.88 КБ |
elektivnyy_kurs_russkogo_yazyka_dlya_uchashchihsya_9_klassov.pptx | 161.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р И К А З
от 05.09.2016 № 412
Об организации сетевого взаимодействия
муниципальных бюджетных
общеобразовательных учреждений
муниципального образования
«Рославльский район» Смоленской области
в рамках предпрофильной подготовки
учащихся
С целью расширения образовательного пространства, способствующего сознательному самоопределению учащихся 9 классов, и организации сетевого взаимодействия муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в рамках предпрофильной подготовки
п р и к а з ы в а ю:
1. Провести в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области для учащихся 9 классов ярмарку элективных курсов по предпрофильной подготовке.
2. Утвердить:
2.1.Сетевое расписание проведения элективных курсов по предпрофильной подготовке на 2016-2017 учебный год (приложение №1).
2.2. Форму заявки для формирования списков учащихся, изъявивших желание посещать сетевые элективные курсы по предпрофильной подготовке (приложение №2).
3. Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области предоставить в Рославльский комитет образования заявку для формирования списков учащихся 12 сентября 2016 года.
4. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на заместителя председателя Рославльского комитета образования Чепёлкину Т.Е.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Главы
муниципального образования
«Рославльский район» Смоленской области –
председатель Комитета образования С.В.Филипченко
Приложение №1
к приказу Рославльского
комитета образования
от 05.09.2016 № 412
Сетевое расписание проведения элективных курсов
по предпрофильной подготовке
Вторник
Рославльский многопрофильный техникум - «Домашний электрик», мастер производственного обучения Пудов Сергей Михайлович;
Рославльский многопрофильный техникум - «Моделирование с элементами фантазийного плетения кос », мастер производственного обучения Овсянко Ольга Александровна;
Рославльский многопрофильный техникум - «Мой дом (общестроительные работы)», мастер производственного обучения Семенов Станислав Александрович;
Рославльский многопрофильный техникум - «Металл раскрывает секреты», мастер производственного обучения Гуторов Александр Петрович;
Рославльский многопрофильный техникум - «Автомобиль – двигатель прогресса», преподаватель Романенко Александр Борисович;
Рославльский многопрофильный техникум «Черчение», преподаватель Васильев Валерий Константинович;
Рославльский многопрофильный технику - «Современные направления стилей в одежде», мастер производственного обучения Савкина Марина Евгеньевна;
МБОУ «Средняя школа №5» – «Край наш Смоленский», учитель географии Логутенкова Олеся Владимировна;
МБОУ «Средняя школа №7» – «Нормативный аспект культуры речи», учитель русского языка и литературы Белова Татьяна Петровна;
МБОУ «Средняя школа №8» – «Имею право», учитель истории и обществознания Фёдорова Анна Александровна;
МБОУ «Средняя школа №9» –«Культура речи», учитель русского языка и литературы Петрова Татьяна Аркадьевна;
МБОУ «Средняя школа №10» –«Искусственный интеллект», учитель информатики Горбатова Оксана Валерьевна.
Пятница
МБОУ «Средняя школа №1» – «Экология человека», педагог дополнительного образования, кандидат биологических наук Чернега Любовь Николаевна;
МБОУ «Средняя школа №1» – «Основы правоведения», учитель истории Булатикова Анна Павловна;
МБОУ «Средняя школа №3» – «Алгебра +», учитель математики Фирсенкова Елена Ивановна;
МБОУ «Средняя школа №4» – «Графики улыбаются», учитель математики Петрова Валентина Алексеевна;
МБОУ «Средняя школа №5» - «Права человека», учитель истории и обществознания Дворина Фаина Николаевна;
МБОУ «Средняя школа №6» - «Задачи по физике и методы их решения», учитель физики Краснобаева Людмила Владимировна;
МБОУ «Средняя школа №7» – «Основы финансовой грамотности», учитель истории и обществознания Дубовская Ирина Анатольевна;
МБОУ «Средняя школа №8» – «Питание и здоровье», учитель химии Павлова Валентина Викторовна;
МБОУ «Средняя школа №9» – «Биология и профессия», учитель биологии и географии Гармотько Галина Вячеславовна;
МБОУ «Средняя школа №10» – «Механика: практикум решения задач (подготовка к ОГЭ)», учитель физики Прокопенкова Надежда Павловна.
Приложение №2
к приказу Рославльского
комитета образования
от 05.09.2016 № 412
Форма заявки для формирования списков учащихся, изъявивших желание
посещать сетевые элективные курсы по предпрофильной подготовке
Список учащихся МБОУ «Средняя школа №1»
на элективные курсы по ППП
Вторник
№ п/п | Фамилия и имя ученика | Название курса | Наименование школы |
1 | МБОУ средняя школа № | ||
2 | |||
3 |
Пятница
№ п/п | Фамилия и имя ученика | Название курса | Наименование школы |
1 | МБОУ средняя школа № | ||
2 | |||
3 |
Отп. 1 экз. – в дело | Разослать: |
Исп. Чепёлкина Т.Е. «___»____________2016_г. | МБОУ – 29
|
Разработчик Чепёлкина Т.Е. «____»___________2016_г. | |
Визы: Александрова Е.В. |
«____»__________2016 г. |
Предварительный просмотр:
Элективный курс русского языка для 9-х классов «Нормативный аспект культуры речи»
Пояснительная записка
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.
В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей русского языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание
Кол-во часов | Тема | Содержание |
1 | Правильность речи | Правильность речи как соответствие ее нормам русского литературного языка |
2-3 | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы | Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. |
4-5 | Лексические нормы | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему. |
6-8 | Грамматические нормы | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. |
9-10 | Интонационные нормы | Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. |
11-13 | Орфографические нормы | Разделы русской орфографии основные принципы написания: 1)правописание морфем; 2)слитные, дефисные и раздельные написания; 30употребление прописных и строчных букв; 4)правила переноса слов; 5)правила графического сокращения слов. |
14-15 | Пунктуационные нормы | Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1)знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4)знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. |
16 | Языковые средства выражения речевого этикета | Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения. |
17 | Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи элективного курса: - освоение приемов построения высказываний , - овладение успешным пониманием чужой речи – устной и письменной, - развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, - понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры
Что будем изучать: Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Культура диалога. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)
Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших классов и призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...
Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс
Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс...
Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс
Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Программа элективного курса "Русский язык. Культура речи"
Программа дополнительного курса «Русский язык и культура речи»рассчитана на 60 часов и предназначена для обучающихся 10 -11 классов.Программа курса разработана с учётом знаний и умен...
Методический материал для уроков русского языка в 10-11 классах. "Грамматические ошибки", "Культура речи".
Нужно уметь правильно говорить, выражать свои мысли, а для этого нужно работать над своей речью, развивать и обогащать её, чтоб ваши слова, мысли были понятны окружающим. СЛОВО – единица нашего ...