Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Новикова Галина Александровна

Урок аостроен на краеведческом материале. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия - отрывки из стихотворений поэтов Шатковского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnymi_usloviya.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения

с придаточным обстоятельственным условия

Технология проблемного обучения

Сопутствующая тема – поэзия шатковских поэтов.

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным условия.
  2. Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
  3. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  4. Воспитание любви к своей малой родине – шатковской земле.
  5. Воспитание любви к поэзии (на примере стихотворений поэтов Шатковского района и учащихся класса)

Оборудование:

  1. Карточка с тестовым заданием.
  2. Сборники стихотворений поэтов Шатковского района

Ход урока:

  1. Оргмомент.  (слайд 1)
  2. Вступительное слово учителя.  (слайд 2)

-- Сегодня на уроке, повторяя пройденное и изучая новую тему, мы будем говорить о поэзии наших земляков-шатковцев. В 2014 году исполняется 85 лет Шатковскому району, и мы не можем обойти стороной творчество талантливых людей, живущих рядом с нами.

  1. Обобщающее повторение.

Выполнение тестовой работы.  (слайд 3)

-- Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов-шатковцев и выполните задания.

1)И после

В самом светлом виде

Я выхожу на встречу дня

Чтоб целый мир меня увидел

И целый день любил меня.                  (В. П. Агафонов)

Придаточное цели

2)Знаю:

Будет тяжело,

Нелегко мне,

Потому что я тебя

Снова вспомню.                      (В. П. Агафонов)

Придаточное причины

3)Наш старый домик – вовсе не дворец,

Но часть души вложил в него отец,

Чтобы семье удобно было жить,

А детям всем – учиться и дружить.            (В. П. Винидиктова)

Придаточное цели

4)И дом хранит души отца тепло,

Хотя так много времени ушло.                    (В. П. Винидиктова)

Придаточное уступки

5)Надеюсь, что и через много лет

Сиять над домом будет отчий свет.            (В. П. Винидиктова)

Придаточное изъяснительное

6)А я опять наперекор –

Веду с судьбой неравный спор.

Нет, не лукавлю и не лгу

Что без тебя я не могу.                           (Л. В. Мечтаева)

Придаточное изъяснительное

7)Годы пролетают будто птицы,

Жизнь поправки вносит в наши лица.

Но живет любовь всегда со мною

Хоть ты и проходишь стороною.           (Л. В. Мечтаева)

Придаточное устепки

8)Ты пропой о родимых березах,

Что шумят на высокой горе,

И о летних рокочущих грозах,

Еле слышных сквозь сон на заре.           (Н. М. Мирскова)

Придаточное определительное

  1. Определите вид каждого СПП.
  2. Назовите предложения, соответствующие схемам:

               Зачем?                                                 На что?                                                    Каких?

А) [       ], ( чтоб   ).                    Б)  [        ], ( что     ).                   В)  [        ], (  что     ).

                               (1)                                              (5)                                               (8)

  1. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

           (   1, 6, 7  )

  1. Изучение новой темы. Постановка проблемы.  (слайд 4)
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

-- При каком условии наша работа сегодня будет успешной?

-- Ваш ответ – какое предложение?

              (СПП с придаточным условия)

-- Запишите тему урока.

                 2.  Изучение теории и составление схемы. Теоретическое решение проблемы. (слайд 5)

-- Изучите самостоятельно теоретические сведения на стр. 106 и составьте общие схемы для СПП с придаточными условия.

               При каком условии?

[  ], (Если, ежели, коли, как скоро, когда, кабы ).

                                                                     При каком условии?

(Если, ежели, коли, как скоро, когда, кабы ), [  ]

3.Работа с поэтическими текстами. Практическое решение проблемы. (слайд 6)

-- Найдите в стихотворениях местных поэтов СПП с придаточными условия. Выпишите их, подчеркните грамматические основы, постройте схемы.

( Тексты спроецированы на экран. Читают их заранее подготовленные учащиеся)

Суханова Г. М.

Бабочка.

Красотою своею я похожа,

На летящий маленький цветок.

Ценится коллекция дороже,

Если есть в ней редкий мотылек.                      [          ], (  если   ).

Только, господа, понизьте ставки,

Знайте, доллар будет здесь не в счет:

Бабочка на фирменной булавке

Радости уже не принесет!

Николаев М. И.                 (слайд 7)

К молодежи.

Если выбираешь в жизнь дорогу,

Чтобы счастье не минуло стороной,

На пути дорог ты встретишь много,

А пойти лишь можно по одной.

Только чтоб она была прямою,

Устремленно к цели повела

И боролась вместе бы с тобою

За успехи и твои дела.

Чтобы в ней след яркий сохранился

Твоих дедов, братьев и отцов,

Только чтобы ты не заблудился

Среди новых русских молодцов.

Если вдруг сомнение загложит

И не знаешь ты куда идти,

То совет родительский поможет

В выборе счастливого пути.

В нашем мире столько инвалидов,

Столько слабых, немощных, больных,

Ты же им не только ради вида,

Обрати внимание на них.

Будь ты верен до конца Отчизне,

Долг пред нею вечно сохрани,

Чтоб на всей дороге твоей жизни

Лишь светили радости огни.

        , а        .                                

        если        если

        и

        чтобы

Винидиктова В. П.                     (слайд 8)

Осенняя рапсодия.

Под дождем осыпаются сливы,

И антоновки запах плывет.

Эта осень – щедра и красива –

По садам и по рощам идет.

Строен стан, как у белой березы,

И корона из желтой листвы.

Что ей дождь? Это радости слезы,

Исполненье заветной мечты.

Коль омыт корешок у озимых                  

И напитана влагой земля,

У крестьян, ее сердцем любимых,

Урожайными будут поля.                                         (Коль      ) и (        ), [          ].

Улыбнется, и клен вдруг зардеет,

Чуть дыхнет – золотится листва.

Если тополя крона редеет,                                               ( Если      ), [        ].

Значит зимушка очень близка.

Через день, может быть, чрез неделю

Прокурлычат «Прощай!» журавли…

Грибники, от востока немея,

Дышат прелостью влажной листвы.

4.Запись под диктовку.

Запишите отрывки из стихотворений. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, подчеркните грамматическую основу, постройте схему.

1)В. Н. Моисеев

Если знал бы где упасть,

Подстелил соломку.

Только где соломку класть –

Вот головоломка.

2)В. Н. Моисеев

Коль судьба-проказница

Жизни не дает,

То какая разница

Кто и как живет.

3)Л. В. Мечтаева

И, если вдруг услышу: «Невезучая»,

В ответ на сожаление скажу:

«Моя судьба быть может в мире лучшая,

Ведь среди вас я счастье нахожу».

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание        (слайд 9)

§ 19

Прочитайте стихотворение В. Н. Моисеева «Шатковская земля» в сборнике «Прикосновение» с. 140.

Напишите, как вы понимаете строки:

Горжусь тобой, земля моя, по праву.

И знаю, что горжусь тобой не зря!

Побеседуйте с автором на эту тему. Используйте в своем сочинении СПП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными (закрепление изученного материала)....

Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)

Дистанционный урок   "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"      (11 класс)...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия

Изучение новой темы представлено на предложениях и текстах, посвященных музеям России и мира....

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...