Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Хаустова Светлана Николаевна

 

Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными (закрепление изученного материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_9_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Интегрированный урок в  9   классе.

Тема : Сложноподчиненные предложения с прида-

           точными  обстоятельственными.

                (закрепление изученного)

Цели и задачи урока:

   

        -организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературных произведений;

        -на материале литературных текстов( роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,стихотворения поэта) закрепить знания по данной теме ;

        -формировать общекультурную компетенцию обучающихся.

   

Методы:исследование;беседа;анализ текста.

 Формы работы: в процессе подготовки-накопление, отбор   материала учащимися, в ходе урока-обмен информацией.

 Подготовительный этап

        1.Учащиеся получают задание найти в романе  М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными обстоятельственными разных видов. За каждым учеником «закрепляется» определенный вид придаточного.            

      2.Найденные предложения оформляются на карточках.

        3.Определяются ученики , готовящие теоретический блок,- консуль-танты.

 

                         Ход     урока.

1.Орг. момент.

2.Постановка целей урока.

3.Мотивация.

  -  Тема урока обьемна и сложна , однако без СПП невозможно представить себе речь образованного человека. Тем более нельзя обойтись без них в письменных работах: сочинениях, докладах, рефератах. Наша задача - научиться  правильному оформлению своей письменной речи.

4.Сообщения консультантов по теме урока.

5.Подготовленные карточки анализируются по схеме:

- какими средствами связи соединены главная и придаточная части спп;

- где находится придаточная часть по отношению к главной;

- имеются ли указательные слова;

- каково значение придаточной части.

Возможность высказаться предоставляется всем желающим.

6.Работа с предложениями , записанными на доске. Комментируются устаревшие слова, этнические реалии, имена собственные. Определяется вид придаточного.

   1) Уж мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветливые огоньки , когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь( времени).

   2) И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина: поравнявшись со мной , она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто была удивлена моим присутствием(образа действия).

  3) Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное , но такова сила предубеждений : правильный нос свел меня с ума ; я вообразил , что нашел Гетеву Миньону , это причудливое создание его немецкого воображения…(уступки, изъяснительное).

  4) Было уже шесть часов пополудни, когда вспомнил я , что пора обедать; лошадь моя была измучена; я выехал на дорогу , ведущую из Пятигорска в немецкую колонию…( времени, изъяснительное).

   

Почтовая станция-место остановки на дороге для пассажиров в конных экипажах.

Кровля- крыша, настил на стропилах .

Сакля- русское название жилища кавказских горцев .

Ундина- в германо-скандинавском фольклоре –то же , что русалка в народно –поэтическом творчестве славянских народов.

Гетева Миньона – Миньона-героиня романа И.В. Гете «Годы ученья Вильгельма Мейстера».

Немецкая колония-(Каррас , Шотландка) находилась в 8 км от Железноводска по дороге в Пятигорск .Основана шотландскими миссионерами (1802), поселившимися в ауле Каррас с тем , чтобы обращать в свою веру кавказских горцев. С 1808 года шотл-в постепенно вытеснили немецкие колонисты.

7.Подведение итогов . Анализ результатов.

8.Проверочная работа.

   Задание: расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного , постройте схемы предложений.

  1. Послушай! Вспомни обо мне

Когда законом осужденный

В чужой я буду стороне-

Изгнанник мрачный и презренный.

  1. Увидит он что мог счастливей быть

Когда бы не умела отравить

Судьба его надежды.

  1. Я б желал навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)

Дистанционный урок   "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"      (11 класс)...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия

Изучение новой темы представлено на предложениях и текстах, посвященных музеям России и мира....

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...