Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
материал по русскому языку (9 класс) на тему

 

 Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамиловна, как учитель русского языка и литературы в сельской школе, стараюсь более конкретно ознакомить учащихся всеми видами обстоятельственных придаточных(определить значение каждого придаточного, средства связи меду главной и придаточной частью, разграничить союзы, союзные слова, определить места придаточного по отношению к главной части предложения, составить их схемы). Использование конкретно ЦОР при повторении темы  на уроках русского языка помогает учащимся развивать самостоятельность при выполнении заданий индивидуального характера, при решении тематических тестов, активизирует умственную и творческую деятельность, учит видеть необыкновенное  в обыденном. Использование пословиц, народных примет   на уроке  обогащает словарный запас учащихся. Ученики научились грамотно употреблять все виды придаточных обстоятельственных в устной и письменной речи, расставить знаки препинания между частями сложного предложения при выполнении заданий ЕГЭ .

 

 

                        Автор аннотации :                         /Марданова А.Ш/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Приложение

                  Основные  знания и умения  учащихся по теме :

                    « Сложноподчиненные предложения  с

                      придаточными обстоятельственными»

- умение устанавливать синонимию обстоятельственных предложений с соответствующими видами обстоятельств в простом предложении.

-умения преобразовывать простые предложения с сложноподчиненные с придаточными места;

-умение употреблять в речи сложноподчиненные  предложения с придаточными места;

-соотносить  видо- временные  формы глаголов- сказуемых в главном и  и придаточном предложениях при обозначении  действий, совершающихся одновременно и разновременно

-умение разграничивать сложноподчиненные предложения, в которых союз когда и союзное слово когда присоединяют придаточные времени, определительные и изъяснительные;

-умение правильно интонировать сложноподчиненные предложения  с придаточными причины;

-умение  употреблять  в речи сложноподчиненные  предложения для выражения целевых отношений;

-умение преобразовывать простые  предложения в сложносочиненные предложения с придаточными условными;

Употреблять сложноподчиненные  предложения  с придаточными условия в пословицах и  поговорках;

-умение употреблять  сложноподчиненные  предложения с  придаточными уступительными для построения текстов- рассуждений;

- умение разграничивать сложноподчиненные предложения со сравнительными  придаточными и предложения со сравнительным оборотом;

- употреблять в речи  сложноподчиненные предложения со значением образа и  действия и степени;

-умение разграничивать сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени и сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.;

-умение употреблять  в речи  сложноподчиненные предложения со значением следствия.

                             

МБОУ «Среднекирменская СОШ»

                             Мамадышского муниципального  района РТ

                                            Конспект урока

                   на всероссиский конкурс  педагогического мастерства

                                     «Формула будущего-2013»

              «Сложноподчиненные предложения с придаточными

                               обстоятельственными»

                              (урок-повторение, в 9 классе)

     Автор работы:Марданова Алсу Шамиловна,учитель русского    языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ«Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ

                              (email:2607000994@edu.tatar.ru)

                                               

Мамадыш,2012

                                           

 ФИО автора: Марданова Алсу Шамиловна

Название ОУ: МБОУ «Среднекирменская СОШ»

Адрес ОУ :улица Гагарина,д27,д.Средние Кирмени,422171

Е-mail-2607000994@ edu.tatar.ru

Название ЦОР:           http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Цели урока: :  1) повторить теоретический материал, посвященный изучению сложноподчиненного  предложения с придаточными  обстоятельственными, отработать и закрепить его;

            2) развивать   у учащихся навыки быстро  и грамотно определять тип придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении, грамотно использовать  свои знания на практике;

            3) воспитание интереса  к изучению данного языка;

                                                                     

 Тип урока: урок повторение изученного материала

Вид урока: с использованием компьютера

Форма работы: индивидуальная,  парная, групповая

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование : тесты, пословицы, таблица «Придаточные обстоятельственные»,задания по вариантам, компьютер, мультимедийный проектор, экран., учебник «Русский язык», сборники тестов, дидактический материал.

 Ход урока:

  1. Актуализация урока( пояснение  цели  и структуры занятия, формы его проведения)-3 минуты.

  1. Формирование новых ЗУН уч-ся :выполнение заданий с использованием ЦОР а «Русский язык-9»-20 минут

  1. Решение тестов ,выполнение заданий (5-7 мин)

  1. Закрепление  ЗУН учащихся:  индивидуальные работы по выполнению заданий ,тестирование , упражнения на распознования.-10-15 минут.

  1. Домашнее задание (2 мин)

Тема:«Сложноподчиненные  предложения с придаточными  обстоятельственными»

Цели:  1) повторить теоретический материал, посвященный изучению сложноподчиненного  предложения с придаточными  обстоятельственными, отработать и закрепить его;

            2) развивать   у учащихся навыки быстро  и грамотно определять тип придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении, грамотно использовать  свои знания на практике;

            3) воспитание интереса  к изучению данного языка;

                            (презентация ,слайд 1)

Материал : учебник «Русский язык», стандарт образования,, дидактический материал,  сборник тестов ГИА , сборник диктантов;

Тип урока: урок-повторение изученного материала

 Описание конспекта урока с четкими указаниями по использованию материалов ЦОР а «Русский язык-9 класс».

                                                      Ход урока

      1.Актуализация урока.

          Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня повторим изученный материал по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» На уроке решим тестовые задания, работаем по карточкам ,по таблицам, выполним индивидуальные задания, вспомним пословицы и приметы русского народа.

          1.Проверка домашнего задания( упр  133, отдельные работы по карточкам. , индивидуальные работы  по дид. материалам) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e81a23e1-0c24-41f5-ba26-ac2bdeff18c7/%5BRUS9_215%5D_%5BIA_351%5D.swf

     

 2.  Объявление темы и цели урока( повторить материал придаточным по обстоятельственным)

 2. Формирование новых знаний и умений учащихся.(презентация, слайд 2)

    1. Решение  тестов ( с целью узнавания видов придаточных обстоятельственных.)

   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a9cfc58-5697-4863-be4e-45410d861dcc/index_listing.html

1. Найдите сложноподчиненное предложение е  с придаточными цели.

 №1   А. Директор сказал, чтобы все  собрались для обсуждения плана.

          Б.  Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.

          В. Ребята  оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.

          Г.Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.

№2.Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными времени

        А.Когда труд удовольствие ,жизнь хороша.

        Б.Когда идешь в дальнюю дорогу ,то уже не разбираешь погоды.

        В.Трудись, мой ум. Трудись , пока я жив.

        Г.Косцы не удивились, когда увидели Ивана Васильевича.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8471b9ab-c753-49a9-89d6-5736ebbb0769/%5BRUS9_215%5D_%5BIM_352%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5860b042-cbf1-4e86-9822-c0ca10e2a52c/%5BRUS9_215%5D_%5BIM_353%5D.swf

 2. Выделите правильный вариант ответа.(презентация, слайд 3)

  1. В каком предложении нет придаточного места.?

1)Город есть книга, где каждая улица является  страницей.

2)Мы перешли  через мост , свернули  за угол, обогнули Греческую церковь и через  проходной двор вошли туда, где я никогда  не был.

3)Там, где  глаз не мог уж отличить в потемках  поле от неба , ярко  мерцал огонек.

4) Трудности  возникали  там, где их меньше  всего ожидали.

     

  1. Какое придаточное  не является  придаточным условия?

1)Когда бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни , жизнь невероятно обеднела бы.

2)Животные  чувствуют , когда им грозит  опасность.

3)Когда б оставили меня на воле,  как бы  резво я пустился в темный лес.

4) Молчалин вам наскучил бы едва  ли, когда б  сошлись  короче  с ним.

       3. В каком предложении есть придаточное цели?

           1)Гостиница «Великобритания» заслуживает того, чтобы ее описать.

           2)Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала , чтоб  барчуки и барышня  Ольга Сергеевна  чего-нибудь   не обронили или не поломали.

            3)Чтобы пересечь всякое  сообщение города с внешним миром, велели  завалить ворота  кирпичом .

          4)Отец потребовал, чтобы я ехала с ним.

.

   Определите виды придаточных предложений.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2630e250-9142-4f1f-acfa-439ee7224df3/index_listing.html

3.Определите , какое  предложение  из перечисленных лишнее(презентация, слайд 4)

А.В высшей  степени  важно, чтобы дети приучались еще с детских  лет работать.

Б.И через  силу скачет конь туда, где светится огонь.

В.Пока  он пел, кот Васька  все жаркое съел.

Г. Не будьте равнодушны, ибо  равнодушие смертоносно для человека.

Д.Максим  Максимыч отвернулся , чтобы  скрыть свое волнение

Е. Алексей Толстой мог писать, если перед ним  лежала стопа чистой, хорошей  бумаги.

Е .Когда  друзья шагают рядом, то можно горы повернуть.

4. Работа по таблице .Дополнить последнюю графу таблицы своими примерами(придаточные условные и причины),(презентация ,слайд 5)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a9cfc58-5697-4863-be4e-45410d861dcc/index_listing.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2630e250-9142-4f1f-acfa-439ee7224df3/index_listing.html

Придаточные  условия

Придаточные причины

Основное  значение предложения

Условия выполнения  явления или действия

Причины, необходимые явления или действия.

Средства соединения

Если; если….,то: когда, раз  и т.д.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как , ибо , вследствие того что и т. Д.

Порядок следования простых предложений в составе сложного

Свободный

Свободный

Схематическое изображение предложения

   , ( если…).

   ( Если…) ,

   …,( если),…

         , ( потому что…)

   ( потому что) ,

  ….., ( потому что…),..      

Примеры предложений

Я выйду на улицу, если закончится гроза.

Если к концу этого года снег не выпадает, многие растения замерзнут

В том случае, если жалобу мою рассмотрят, я буду доволен.

Ученики не пришли в класс, потому что были больны.

Потому что этого наказания заслуживали многие, пришлось отменить воскресную прогулку.

Я был зол, потому что  сильно рассердило утреннее происшествие ,но быстро смог успокоиться.

 

  1. 5.Составить схемы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными(цели, причины, условия, причины, следствия, уступки, сравнительными ,образа и степени сравнения).

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm#4

3.Закрепление новых ЗУН учащихся.

Учитель. Ребята, продолжим выполнение заданий, работаем индивидуально.

1.Задание №1.(презентация ,слайд 6)

Преобразуйте  предложения, заменяя обстоятельственные обороты  придаточными условия или  причины. Над каждым получившимся предложением обозначьте вид придаточного, выделите главные  члены предложения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm#4

1. За  неимением свободного  времени в расписании  я был вынужден довольно долго работать без отдыха.( Я был вынужден   был долго работать без отдыха,  потому что  в расписании не было свободного времени.)( причины.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb354dfd-46c2-4550-96f8-cec016ed5dde/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_359%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f155e44d-5747-4c98-a0da-70d4d40d4614/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_358%5D.html

2. В случае теплой и сухой погоды земля просохнет очень быстро( условия).

3. Магазин закрыт на несколько дней по причине ремонта.( причины).

4.При резком и обширном потеплении в атмосфере может произойти таяние ледникового покрова Земли.( ( условия) .

5.В случае возникновения опасной ситуации необходимо обратиться  к помощи взрослых.( условия).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9da0ec58-7c8d-41da-ae27-ce0c9308dec0/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_365%5D.html

Задание №2(презентация ,слайд 7)

« Полезные советы» ( индивидуальная работа)(продолжить предложении с придаточными………)

1..Молоко не пригорит,….

2.Жирные пятна на одежде можно  снять,…..

3.Чернильные пятна на книге можно вывести,….

4. Лимон станет ароматным,,….

5.Шерстяную   нитку легче вдеть  в иголку.,…

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0797db94-52c2-4589-bc33-508368af818e/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_364%5D.html

Задания №3.(презентация ,слайд 8)

Составить несколько предложений , используя данные схемы( т.е. с придаточными условия.

 ……….., ( если)…………

( если), то

(если бы…) ,

( когда) , ….

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d05430bd-ba6e-4795-bbda-f025a351866f/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_363%5D.html

Задания.№4.(презентация, слайд 9)

Дописать пословицы, объяснить их значение на родном языке.

  1. Если  любишь плоды дерева,  ….
  2. Если своих крыльев не имеешь, то….
  3. Не ищи правды в другом,….
  4. Всякое дело  надо делать хорошо,…
  5. Скучен день до вечера,….

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/229b6180-4628-4184-bd3c-f1c4d098337b/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_361%5D.htm

            1.  Физкультминутка 2. Выводы к уроку

- Какова тема нашего урока?

-Какие типы упражнений мы встретили  на уроке? Домашнее задание ( по учебнику –упр 216,217, составить схемы, Задания ГИА-А1-А5,вариант 5) Оценки учащимся за урок.

Перечень  используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:

                                            Интернет-ресурсы:

                   http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

    Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными   обстоятельственными»

  1. Таблица. Придаточные обстоятельственные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e81a23e1-0c24-41f5-ba26-ac2bdeff18c7/%5BRUS9_215%5D_%5BIA_351%5D.swf
  2. Тест "Придаточное обстоятельственное" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a9cfc58-5697-4863-be4e-45410d861dcc/index_listing.html
  3. Задания на преобразования предложений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8471b9ab-c753-49a9-89d6-5736ebbb0769/%5BRUS9_215%5D_%5BIM_352%5D.swf
  4. Задания на преобразования. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5860b042-cbf1-4e86-9822-c0ca10e2a52c/%5BRUS9_215%5D_%5BIM_353%5D.swf
  5. Тест "Придаточное обстоятельственное. Расставьте знаки препинания" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2630e250-9142-4f1f-acfa-439ee7224df3/index_listing.html
  6. Тест "Придаточное обстоятельственное"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a9cfc58-5697-4863-be4e-45410d861dcc/index_listing.html
  7. Тест "Придаточное обстоятельственное. Расставьте знаки препинания"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2630e250-9142-4f1f-acfa-439ee7224df3/index_listing.html
  8. Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm
  9. Придаточные условия. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm
  10.  ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abb71e8b-6719-4bc5-8055-05dc397f01b9/%5BRUS9_215%5D_%5BTD_366%5D.htm#4
  11.  Электронное задание. Придаточные обстоятельственные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb354dfd-46c2-4550-96f8-cec016ed5dde/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_359%5D.html
  12.  Электронное задание. Придаточные обстоятельственные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f155e44d-5747-4c98-a0da-70d4d40d4614/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_358%5D.html
  13. расставьте знаки препинания.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9da0ec58-7c8d-41da-ae27-ce0c9308dec0/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_365%5D.html
  14.  расставьте знаки препинания.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0797db94-52c2-4589-bc33-508368af818e/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_364%5D.html
  15.  расставьте знаки препинания  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d05430bd-ba6e-4795-bbda-f025a351866f/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_363%5D.html
  16.  расставьте знаки препинания  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/229b6180-4628-4184-bd3c-f1c4d098337b/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_361%5D.html

        

«Список использованных источников»

1.Учебник «Русский язык».9 класс. Автор учебника Н.А.Андрамонова. Казань. Издательство «Магариф» 2008 г.

2.Тестовые задания по русскому языку .9 класс. Автор. А.Б.Малюшкин Творческий центр Москва 2009.

3.Русский язык Итоговые тесты .Москва 2008г..

4.Готовимся к ГИА.(пособие для учащихся).ГАОУ ДПО «Институт  развития образования Республики Татарстан». Казань-2012г.

5.Интернет-ресурсы.Единая коллекция .ЦОР  по русскому языку.

6.Открытые уроки  9-11 классы «Русский язык» Автор. Н.С.Раилко, Л.В.Антонова. Ростов- на – Дону .Феникс.2009

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)

Дистанционный урок   "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"      (11 класс)...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....