Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Изучение новой темы представлено на предложениях и текстах, посвященных музеям России и мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_prichiny_i_sledstviya.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия ( 2 часа)
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Сопутствующая тема – музеи
Цели:
- Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточными причины и следствия.
- Закрепление пунктуационных навыков.
- Закрепление умения конструировать предложения по заданному условию.
- Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
- Формирование эстетического вкуса на примере музейной тематики.
Оборудование:
- Карточки с текстом и тестовыми заданиями.
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
- Презентация
- Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Оргмомент. (слайд 1)
- Актуализация имеющихся знаний.
- Стадия вызова.
А) Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 2)
-- На слайде записаны различные утверждения. Прочитайте только те, которые считаете верными.
1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной. Да
2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных. Нет
3) Придаточное причины – одна из групп обстоятельственных. Да
4) Придаточное следствия – одна из групп обстоятельственных. Да
5) Придаточные причины и следствия присоединяются к главной части Нет
при помощи союзов и союзных слов.
6) Придаточные причины и следствия очень близки друг другу по смыслу. Да
Б) Совместное определение темы и целей урока.
-- Определите тему нашего урока.
-- Какие цели мы должны перед собой поставить?
(Научиться узнавать СПП с придаточными причины и следствия, ставить в них знаки препинания, строить схемы, различать их. Понять, чем они близки друг другу.)
- Изучение нового материала.
- Стадия осмысления.
А) Прием «Кластер» (слайд 3)
(Составляем опорную схему. Все, о чем говорим, фиксируем.)
-- Объясните различие в лексическом значении слов причина и следствие. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь Толковым словарем С. И. Ожегова).
-- Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.
-- Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины и следствия.
-- Установите стилистическую окраску названных союзов. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 179.)
-- Составьте модели СПП с придаточными причины и следствия. Сравните их.
-- Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины, а затем СПП с придаточным следствия.
Мы создали в школе краеведческий уголок.
Мы хотим сохранить историю села для будущих поколений.
-- Сравните полученные предложения.
Составленная схема может выглядеть так: (слайд 4)
СПП |
Причина – то, что порождает какое-нибудь явление | Следствие – то, что следует из чего-нибудь, вывод, результат |
Нейтр. – потому что Книжн. – так как, поскольку, ибо Архаич. – затем что Разгов. – благо Делов. – оттого что, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что и др. | Союзы | Нейтр. – так что |
Почему? [ ], ( потому что ). | Схемы | Что из этого следует? [ ], ( так что ). |
Мы создали в школе краеведческий уголок, потому что хотим сохранить историю села для будущих поколений. | Пример | Мы хотим сохранить историю села для будущих поколений, так что создали в школе краеведческий уголок. |
- Стадия рефлексии. (слайд 5)
А) Работа с учебником.
- Прочитайте теоретические сведения на странице 111-112.
- Какая информация вам была известна?
- Что нового вы узнали?
- Какая информация для вас осталась не понятна?
Б) Вывод:
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия тесно связанны между собой, так как в одной части выражается причина, в другой – следствие ( в сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина, в сложноподчиненных с придаточным следствия наоборот: главная часть – причина, придаточная – следствие).
В) Работа с текстом и выполнение занятий. (слайд 6)
- Сегодня наш разговор пойдет о музеях. Совсем недавно было принято решение об учреждении Международного дня музеев. В 150 странах мира этот праздник уже отмечался 18 мая. Музей – это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные природой или человеком.
- Чтение текста.
(1)Музеи...(2)Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные... (3)Сколько их по всей стране!
(4)3ачем они? (5)Когда возникли? (б)Почему в музеи идут и идут люди?
(7)Ты входишь в музей... (8)Необыкновенное чувство овладевает тобой. (9)Ты невольно сдерживаешь шаг, стараешься ступать тихо, говорить шёпотом, чтобы не потревожить святую тишину залов, где со всех сторон на тебя смотрит история.
(10)Сама история и вызвала к жизни музеи. (11)И они имеют свою историю. (12)Сейчас невозможно восстановить, кто первый стал собирать уникальные предметы. (13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI—XVIII векам.
(14)Создание первого русского музея связано с эпохой Петра I. (15)Бурное развитие научных знаний в XVIII веке вызвало необходимость сбора материалов по естественной истории. (16)В 1714 году в Петербурге была основана Кунсткамера, где сосредоточились «диковинные» образцы минералов, растительного и животного мира, предметы древности,
(17)К началу XVIII века относится и образование первых военно-патриотических собраний: коллекций старинного оружия, военного снаряжения, моделей, чертежей, трофеев. (18)Эти собрания легли в основу ныне действующих в Санкт-Петербурге Военно-патриотического музея и Центрального военно-морского музея. (19)Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия. (20)Так, сокровища Оружейной палаты в Москве демонстрировались как доказательство могущества и богатства России. (21)Коллекция военных собраний в Петербурге служила прославлению военной мощи государства.
(22)В связи с развитием исторической науки и её разделов — археологии, этнографии, нумизматики — в XIX веке стало совершенствоваться и музейное дело. (23)Музеи стали выполнять функцию лабораторий для исследований, хранилищ исторических источников.
(24)В наше время благодаря радио, телевидению и печати люди получают огромный объём информации, и часто многое ускользает от внимания. (25)Приобретение знаний в музее происходит на основе чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления. (27)Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому, что было.
(М.Канн)*
- Тестовые задания: (слайд 7)
1. Какой вариант содержит ответ на вопрос «Что является наиболее полным источником информации для современного человека?»
- музеи, книги
- средства массовой информации, музеи
- окружающая действительность
- книги, окружающая действительность
2. В каких предложениях содержится ответ на вопрос «Какую функцию стали выполнять музеи?»
1)10,15 2)15,19 3)19,24 4)21,24
3. Какое значение имеет слово НУМИЗМАТИКА в прочитанном тексте (предложение № 22)?
- раздел науки, изучающий историю монет, денежных слитков, медалей
- раздел науки, изучающий материальную и духовную культуру народов
- раздел науки, изучающий совокупность народных обрядовых действий
- раздел науки, изучающий памятники старины
4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?
- Музеи... Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные...
- Зачем они? Когда возникли?
- Ты входишь в музей... Необыкновенное чувство овладевает тобой.
- Сама история и вызвала к жизни музеи. И они имеют свою историю.
- Замените слово МОЩЬ из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
- Из предложений 1-10 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О — Е (Ё) после шипящих в корне зависит от проверочного слова.
- Из предложений 1—9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
- Из предложений 16—21 выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом В отымённых прилагательных, образованных от основы на -н при помощи суффикса -Н-, пишется две буквы НН.
- В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.
К началу XVIIIвека относится и образование первых военно-патриотических собраний:(1) коллекций старинного оружия,(2) военного снаряжения, (3) моделей, (4) чертежей, (5) трофеев.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.
В наше время благодаря радио,(1) телевидению и печати люди получают огромный объём информации,(2) и часто многое ускользает от внимания.
Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому,(3) что было.
- В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Ты невольно сдерживаешь шаг,(1) стараешься ступать тихо,(2) говорить шёпотом, (3) чтобы не потревожить святую тишину залов, (4) где со всех сторон на тебя смотрит история.
- Дополнительные задания к тексту. (слайд 8)
-- Прочитайте 6 предложение. Ответьте на поставленный в нем вопрос сложноподчиненным предложением с придаточным причины. Перестройте его в СПП с придаточным следствия. Что изменилось с грамматической точки зрения? С точки зрения содержания?
-- Найдите в тексте все СПП с придаточными причины, выпишите их, подчеркните грамматические основы, постойте схемы.
(13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI—XVIII векам.
[ ], ( так как ).
(19)Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия.
[ ], ( так как ), (что ).
Г) Запись под диктовку.
Существуют и необычные музеи. Например, в Туле – музей самоваров, в Суздале – музей огурца, в Переславле Залесском – музей утюга, в Мышкине – музей мыши, в Тамбове – музей волка, в Новосибирске – музей Солнца, в Москве – музей «Русские валенки», в Санкт-Петербурге – музей воды. Во всем мире открыты сотни, тысячи самых необыкновенных музеев, так что все и не перечесть.
-- Объясните знаки препинания.
-- Произведите подробный разбор последнего предложения.
- Итог урока.
-- В чем же сходство СПП с придаточным причины и придаточным следствия? Чем они различаются?
- Домашнее задание. (слайд 9)
§ 20.
Найдите в Интернете материал об одном из необычных музеев. Напишите эссе на тему «Зачем нужен музей …?»
Понятие «эссе» повторите в § 32 из раздела «Речь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (закрепление изученного материала)....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки
Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»...
Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»
Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...
Проверочная по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места, времени, причины и цели».
Проверочная работа содержит 11 вариантов, каждый включает 4 предложения....