Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные  предложения   с

придаточными  обстоятельственными

Цели:

Обучающие: 

Познакомиться  со  сложноподчиненными  предложениями  с придаточными  обстоятельственными,  видами  придаточных  обстоятельственных,  средствами  связи  в  данного  типа  сложноподчиненных  предложениях.

Развивающее: 

Определять  типы  придаточных  обстоятельственных  в СПП.

Воспитывающие: 

Воспитывать  любовь  к  природе  родного  края,                      к творчеству  русских  поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная  программа  “Фраза”.                                            2.Презентация  “Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными”.

Предварительная  подготовка:

1.Создание  презентации  к  уроку  в  программе  Power Point.

                               

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня  мы  приступаем  к  изучению  темы “Сложноподчиненные  предложения  с  придаточными обстоятельственными” :  познакомимся  с  видами придаточных  обстоятельственных ,  средствами  связи в предложениях  этого  типа.  Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

                                              

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

                  (Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3)

А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

                           

3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)                                                                                 

А) Какие предложения называются  СПП?  Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

                                                 

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. 

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет  города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.  (Повеств.,  невоскл.,  сложное,  сложноподч.)

- Назовите  обстоятельства  с  их  значениями  и  вопросы, на  которые  они  отвечают.  (Обстоятельства  времени, образа  действия.)

- Какие  ещё  обстоятельства  бывают?  ( Цели, места, причины, сравнения,  уступки,  условия,  следствия)

 Учитель:  подобные  значения  имеют  и  придаточные обстоятельственные,  которые  отвечают  на  те  же вопросы  и  делятся  на  те  же  виды,  что  и обстоятельства  в  простом  предложении.

- Итак,  переходим  к  знакомству  с  новым  материалом.  ( Запись  темы  в  тетради )(слайд 1)

                               III. Изучение нового материала. 

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

                                     

                                                                                 

                                                         

                                               

- Как  мы  будем  различать  их? ( По вопросам,  союзам  и союзным  словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

- Проверим,  как  вы  поняли  новую  тему  при  помощи распределительно – цифрового  диктанта.

1. Распределительно - цифровой  диктант.

Задание:  прослушать  предложения  и  записать  в  2 столбика  номера  предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если  жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись.                                                                 (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли.  (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.  (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)                                                                              

         Ключ: сложноподч. предл.                    простые предл.

                        1, 3, 5, 7, 9                                    2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ) 

- А сейчас посмотрите  на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды!                                                 Каждая погода благодать.                                                       Дождь ли,  снег…любое время года                                      Надо благодарно принимать,…                                                            (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)                                                      

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного. 

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная  работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

 (Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок .

VI. Домашнее  задание:  п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой  нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений  с придаточными обстоятельственными разных типов.

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение Сложноподчиненные предложения

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений Придаточное обстоятельственное

Слайд 2

Придаточное обстоятельственное Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Образа действия Меры и степени Уступки Следствия

Слайд 3

Придаточное предложение места Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Пример 1

Слайд 4

Придаточное предложение времени Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Пример 2

Слайд 5

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если ) Коли Когда бы Пример 3

Слайд 6

Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Пример 4

Слайд 7

Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Пример 5

Слайд 8

Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Пример 6

Слайд 9

Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Пример 7

Слайд 10

Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Пример 8

Слайд 11

Придаточное предложение уступки Вопрос Союзы, союзные слова Хотя Несмотря на то что Пусть Пускай Как ни Что ни Куда ни Кто ни Где ни Сколько ни Пример 9

Слайд 12

Придаточное предложение следствия Вопрос Союз Так что Пример 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПП с придаточным места Вдруг там, (где?) где прибой швыряет свои белые фонтаны , поднялся орел. Он засмеялся и пошёл, (куда?) куда захотелось ему . (Где?) Куда река пошла , там и русло будет.

Слайд 2

СПП с придаточным времени (Когда?) Лишь только брезжил рассвет , выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы , мы стали ставить палатки и собирать дрова.

Слайд 3

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя . Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась .

Слайд 4

СПП с придаточным причины Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить , что ей делать. Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер . Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека .

Слайд 5

СПП с придаточным цели Няня оставалась в тени, (зачем?) ч тобы вязать чулок . Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи . В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины .

Слайд 6

СПП с придаточным сравнения Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески . Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы . Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки .

Слайд 7

СПП с придаточным образа действия Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников . Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер. Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.

Слайд 8

СПП с придаточным меры и степени Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни . Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу . Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар .

Слайд 9

СПП с придаточным уступки В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось . (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом , однако похудел и даже позеленел. Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят .

Слайд 10

СПП с придаточным следствия С утра полил дождь, (что из этого следует?) так что поездку пришлось отменить . Наступал вечер, (что из этого следует?) так что все пошли домой. Снег всё становился белее, ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...