Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozheniya_s.docx | 390.62 КБ |
Презентация по теме "Сложные предложения" | 475 КБ |
Презентация по теме "Сложноподчиненное предложение" | 182.69 КБ |
Презентация " Примеры к СПП" | 82.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с
придаточными обстоятельственными
Цели:
Обучающие:
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.
Развивающее:
Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.
Оборудование:
1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.
Предварительная подготовка:
1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных , средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.
(Запись в тетради числа )
II. Повторение изученного. (слайд 2).
- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.
(Проверка по цепочке)
- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.
2. «Сложные предложения» (слайд 3)
–А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).
3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)
А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?
в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?
Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)
- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.
4. Фронтальный опрос – графический диктант.
- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.
- Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
- Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
- Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
- Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
- Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)
- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.
- Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)
- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)
- Какие ещё обстоятельства бывают? ( Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)
Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. ( Запись темы в тетради )(слайд 1)
III. Изучение нового материала.
- Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)
- Как мы будем различать их? ( По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)
IV. Закрепление новой темы.
- Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.
1. Распределительно - цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
- в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
- во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
- Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
- Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
- Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
- Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
- Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
- Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
- Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
- Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
- Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
- Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)
Ключ: сложноподч. предл. простые предл.
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
- А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?
-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.
У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)
2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.
Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.
- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.
3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).
Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.
(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)
V. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
3. Выставление оценок .
VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Придаточное обстоятельственное Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Образа действия Меры и степени Уступки Следствия
Придаточное предложение места Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Пример 1
Придаточное предложение времени Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Пример 2
Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если ) Коли Когда бы Пример 3
Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Пример 4
Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Пример 5
Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Пример 6
Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Пример 7
Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Пример 8
Придаточное предложение уступки Вопрос Союзы, союзные слова Хотя Несмотря на то что Пусть Пускай Как ни Что ни Куда ни Кто ни Где ни Сколько ни Пример 9
Придаточное предложение следствия Вопрос Союз Так что Пример 10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СПП с придаточным времени (Когда?) Лишь только брезжил рассвет , выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы , мы стали ставить палатки и собирать дрова.
СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя . Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась .
СПП с придаточным причины Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить , что ей делать. Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер . Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека .
СПП с придаточным цели Няня оставалась в тени, (зачем?) ч тобы вязать чулок . Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи . В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины .
СПП с придаточным сравнения Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески . Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы . Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки .
СПП с придаточным образа действия Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников . Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер. Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.
СПП с придаточным меры и степени Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни . Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу . Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар .
СПП с придаточным уступки В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось . (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом , однако похудел и даже позеленел. Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят .
СПП с придаточным следствия С утра полил дождь, (что из этого следует?) так что поездку пришлось отменить . Наступал вечер, (что из этого следует?) так что все пошли домой. Снег всё становился белее, ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...