Урок русского языка в 9 классе. Виды сложноподчиненных предложений
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Новикова Галина Александровна

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" имеет второй план, он посвящен 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_spp.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Виды сложноподчиненных предложений.

Посвящается 200 – летию

со дня рождения

М. Ю. Лермонтова

Форма проведения: практикум

Проверка домашнего задания – защита проекта

Данный урок проведен 15 октября, в день рождения М. Ю. Лермонтова.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Приобретение учащимися знаний и умений классифицирования СПП.
  2. Формирование умения отличать СПП от предложений других видов, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.
  3. Формирование пунктуационных навыков.
  4. Работа с текстом на всех уровнях. Развитие навыков построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствование умения выполнять тестовую работу.

Развивающие:

  1. Привитие интереса к классическим произведениям русской литературы (на примере произведений М. Ю. Лермонтова).

Воспитательные:

  1. Воспитание внимания к художественному слову, любви к родному языку.

Предварительное домашнее задание:

Проанализировать поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: выписать из нее СПП, обозначить главную и придаточную части, средства связи, определить вид придаточного.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

     Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.  Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

     Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…

А. А. Ахматова

                                          Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Лингвистическая разминка. (слайд 2)

-- Разгадаем кроссворд «Лингвистика»

л

е

к

с

и

к

а

1

ф

р

а

з

е

о

л

о

г

и

я

2

м

о

р

ф

е

м

и

к

а

3

м

о

р

ф

о

л

о

г

и

я

4

о

р

ф

о

э

п

и

я

5

с

и

н

т

а

к

с

и

с

6

п

у

н

к

т

у

а

ц

и

я

7

8

ф

о

н

е

т

и

к

а

с

л

о

в

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

1) Словарный состав языка.

2) Устойчивые выражения изучаются в разделе…

3) Раздел лингвистики, в котором изучаются части слова.

4) Раздел лингвистики, в котором изучаются части речи.

5) Правила произношения и ударения изучаются в разделе…

6) Раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения.

7) Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе…

8) Звуки речи изучаются в разделе…

9) Раздел лингвистики, в котором изучаются способы образования слов.

-- Назовите ключевое слово.

                   (Лермонтов)

-- Вспомните дату рождения М. Ю. Лермонтова.

                  (15 октября 1814 года)

-- Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения этого великого писателя.

III. Эпиграф урока. (слайд 3)

-- Обратимся к эпиграфу урока. Прочитайте.

-- Эти замечательные слова сказала А. Ахматова о писателе, стоящем по значимости в русской литературе на втором месте после А. С. Пушкина. Сегодняшний урок посвящается 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

IV.  Проверка домашнего задания. (слайды 4 – 6)

  1. Лингвистический рассказ о СПП по плану:

   -- определение СПП            (№4)

   -- части СПП

   -- средства связи                  (№5)

   -- отличие подчинительных союзов от союзных слов

   -- знаки препинания в СПП

   -- виды СПП                           (№6)

 

  1. Защита проектов. Учащиеся представляют буклет «Использование  СПП в поэме   М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

(назвать главную и придаточную части, средства связи, определить вид придаточного)

  1. Ты хочешь знать, что видел я

На воле? (изъяснительное)

  1. Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.  (обстоятельственное времени)

  1. Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил. (изъяснительное)

  1. И вспомнил я наш мирный дом

И пред вечерним очагом

Рассказы долгие о том,

Как жили люди прежних дней,

Когда был мир еще пышней.

(Изъяснительное и обстоятельственное времени)

  1. Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой? (изъяснительное)

  1. В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог. (обстоятельственное меры и степени)

  1. Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко…  (обстоятельственное времени)

  1. И если б хоть минутный крик

Мне изменил, клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык. (Обстоятельственное условия)

  1. Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой! (обстоятельственное уступки)

  1. И страшно было мне,   понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей. (изъяснительное)

  1. И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда. (изъяснительное)

  1. Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял. (определительное)

V.  Закрепление темы  «Виды сложноподчиненных предложений»

1. Чтение текста (фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») (слайд 7)

(1)Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. (2)Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

     (3)Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (4)Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. (5)Я скакал, задыхаясь от нетерпения. (6)Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… (7)Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. (8)При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! (9)Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… (10)А между тем я все скакал, погоняя беспощадно. (11)И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уже спотыкнулся на ровном месте… (12)Оставалось пять верст до Есентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

     (13)Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! (14)Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. (15)Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

     (16)И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. (17)Душа обессилела, рассудок замолк. (18)Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

     (19)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (20)Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? (21)Не все ли кончено между нами? (22)Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расстаться.

     (23)Мне, однако, приятно, что я могу плакать!

     (24)Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо.

2.Тестовые задания.  (слайды 8, 9)

В этом году вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку в новой форме. Одна из частей экзамена – тестирование по прочитанному тексту. Сегодня на уроке мы еще раз потренируемся в выполнении подобных заданий.

  1. Определите стиль и тип речи прочитанного текста.

                А) публицистический стиль, рассуждение

                Б) художественный стиль, повествование

                В) художественный стиль, описание

                Г) разговорный стиль, повествование

2) Из предложений 4 – 7 выпишите слово с орфограммой «Буквы Е – И в корнях с чередованием» .        (пробираясь)

3) Замените словосочетание горный ветер (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.    (ветер гор)

4) Из предложений 19 – 23 выпишите вводное слово.      (однако)

5) Выпишите количество грамматических основ из предложения 24.    (1)

6) В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.  

Но вдруг,1 поднимаясь из небольшого оврага,2 при выезде из гор,3  на крутом повороте,4 он грянулся о землю.               (1, 2)

  1. Проверка выполнения тестирования.
  2. Работа с учебником. Стр. 61 – 62. Внимательно рассмотрите таблицу. Какая информация вам уже знакома? Что нового вы узнали о СПП?
  3. Работа с текстом. Класс делится на 4 группы.

1 группа – 1 абзац

2 группа. – 2 абзац

3 группа – 3,4 абзацы

4 группа – 5,6,7 абзацы

-- (слайд 10) Найдите в своем фрагменте СПП, выпишите их, укажите грамматические основы, средства связи, вид придаточного предложения, место придаточного предложения. Начертите схемы. Пользуйтесь таблицей на стр. 61 – 62.

 6. Проверка выполнения работы. (слайды 11 – 14)

(1)Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск.

[    , (которого     ),   ].                     определительное

(2)Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

[      ], (который    ).                       определительное

(11)И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уже спотыкнулся на ровном месте…

[     ], (что   ); [    ].                     изъяснительное

(12)Оставалось пять верст до Есентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

[      ], (где    ).                          определительное

(13)Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут!

[      ], (если б   ).                    Обстоятельственное условия

(18)Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

(Если б   ), [     ].                   Обстоятельственное условия

     (19)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

(Когда   ) и (       ), [      ], (что   ).                   Обстоятельственные времени  и        

                                                                            изъяснительное

     (23)Мне, однако, приятно, что я могу плакать!

[     ], (что    ).                                  изъяснительное

VI. Подведение итогов урока.

-- По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчиненное?

(две части, одна из которых зависит от другой; наличие подчинительных союзов или союзных слов в придаточной части)

-- Назовите виды придаточных предложений.

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (слайд 15)

§ 10, упр.83. К предложениям из упражнения добавить два самостоятельно найденных предложения из произведений М. Ю. Лермонтова. Все предложения проанализировать в соответствии с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс

Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...

Урок русского языка "Обобщение по синтаксису сложноподчиненного предложения"

Урок-обобщение по синтаксису сложноподчинённого предложения...

Урок русского языка. Повторение по теме "Сложноподчиненное предложение"

Данный урок отвечает современным требованиям ФГОС.  На уроке выполняются воспитательные, образовательные и развивающие задачи.Урок проникнут духом Олимпиады 2014....

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....