Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_-_9._urok_po_spp..doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 9 классе
по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Ульяновская средняя
общеобразовательная школа»
Нестеровой Ольги Анатольевны
2012 год
Тема: Виды сложноподчиненных
предложений: закрепление.
Цели урока:
- Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
- Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
- Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
- Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» /Автор – сост. М. М. Разумовская/; таблицы «Виды сложноподчиненных предложений», «Значение и строение сложноподчиненных предложений.»; карточки со схемами сложных предложений, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
- Орг. момент
- Выборочная проверка домашнего задания. (§ 10, упр. 85) (во время проверки один ученик строит горизонтальные схемы предложений).
- Объясните пропущенные буквы и знаки препинания.
- Определите виды сложносочиненных предложений.
- В чем сходство и различие в словах «отворить» и «отварить»? Какое из них употреблено в последнем предложении? («отворить» - открыть что – либо: дверь, калитку; «отварить» - варить что – либо до готовности: отварить мясо;
В предложении употреблено слово «отворить» (дверь). Кстати, существует проверочное слово к слову «отворить» - затвóр.)
- Проверьте схемы, построенные на доске и у вас в тетрадях. Какие замечания есть у вас?
- Закрепление темы «Виды сложноподчиненных предложений».
1
Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы).
- Назовите виды сложных предложений? (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
- От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).
- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельные, которые делятся на 9 подвидов)
- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).
- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
2
Групповая работа
Каждая группа получает задание на карточках:
Задания:
I группа: Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).
II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2).
III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3)
3
Коллективная проверка выполнения работы по
карточкам.
4
Работа с учебником.
- Чтение материала «Возьмите на заметку!» на с. 64.
- Какие важные тезисы вы можете назвать? (1. Есть особый вид сложноподчиненных предложений. Это сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. 2. Средством связи в них служат союзные слова. 3. К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос.)
- Выполнение упр. 88., с. 94.
- Что вы должны сделать в этом предложении? (Списать, обозначить грамматические основы и союзные слова)
(Упражнение выполняется коллективно, с комментарием каждого предложения)
- Обобщение.
(На доску вывешены две таблицы)
- Что важного о сложноподчиненном предложении вам говорят эти таблицы?
- Домашнее задание: § 10 упр. 91.
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
КАРТОЧКА № 1
Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.
- [ = ], и [ = ].
- [ ], ( какой… )
- [ … глаг. ], (что…)
- (Хотя… ), [… ]
- (Если… ), [ то … ]
КАРТОЧКА № 2
Расставить знаки препинания, построить схемы.
- Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
- Река по которой мы плыли была весьма широкой.
- Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
- Мы вышли к реке когда начался дождь.
- Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.
КАРТОЧКА № 3
Дать характеристику предложениям по данным схемам:
- [ … сущ ], (который…).
- [ ], и [ ].
—
—
[ и ], хотя [ ].
- [ … гл ], (что …).
1
2 что
Самоанализ урока.
Данный урок играет важную роль при изучении синтаксиса русского языка в 9 классе, так как, во – первых, является стартовой площадкой для понимания общей структурно – семантической картины сложноподчиненного предложения, а во – вторых, является фундаментом для изучения структуры предложения с разными типами связи.
Тип урока – урок закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
- Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
- Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
- Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
При планировании учитывались психолого – педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела место фронтальная форма работы, а также групповая, на основе словесно – иллюстративного метода.
Урок был построен по принципу «от общего к частному», т. е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменялся групповыми заданиями, а затем коллективной работой с конкретным видом сложноподчиненного предложения.
В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более глубокому изучению отдельных видов сложноподчиненных предложений.
Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение, а письменные упражнения подвергались анализу, проверке и оценке.
На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методом обучения способствовали реализации поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В
Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....
Презентация к уроку русского языка "Понятие о сложноподчиненном предложении"
Презентация к уроку в 9 классе...
Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"
Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...
Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"
Урок русского языка 9 класс. Тема: Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...
Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом
Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения"
Урок русского языув-9 класс...