Урок русского языка "Обобщение по синтаксису сложноподчиненного предложения"
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Юлия Анатольевна Головчанова

Урок-обобщение по синтаксису сложноподчинённого предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy.doc24 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc58 КБ
Microsoft Office document icon testy.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon klyuchi_k_zadaniyam.doc31 КБ
Microsoft Office document icon samooanaliz_uroka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рябовская СОШ»

Тема: «Урок-обобщение по синтаксису сложноподчинённого предложения»

Подготовила: Головчанова Ю.А.



Предварительный просмотр:

Цель урока: обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи:

- дети обобщат знания по способам связи придаточного предложения с главным;
- учащиеся на уроке применят умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,  ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор  СПП;
-  на уроке будет формироваться  интерес к русскому языку, объективное отношение к себе и окружающим.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Сложноподчиненное предложение».

Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку, модульная технология.

Методы и приемы: беседа, письменные упражнения

Оборудование:

 листы с заданиями к уроку ;

разноуровневые карточки для индивидуальной работы;

бланки для оценивания;

тесты;

лист контроля знаний, умений и навыков.

Ход урока.

I. Слово учителя

Сегодня у нас урок обобщения материала по пройденной теме. Нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Работать вам придётся большей частью самостоятельно и оценивать тоже либо самостоятельно, либо друг друга. Все материалы, необходимые для урока разложены у вас на партах.

Обратите внимание на листы с заданиями и ответы записываете в тетради, а оценки выставляете в специальные бланки.

Учебный элемент №1 Теоретический.

Самоконтроль. Ребятам представлены вопросы раздела, знания по которым они определяют самостоятельно.

№ п/п

Вопрос

Знаю

Понял, но не до конца

Не знаю

1

Какие предложения называются сложными?

2

Какие предложения называются сложноподчиненными?

3

Что значит “придаточное” и “главное” предложение?

4

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

5

Назовите средства связи придаточного предложения с главным.

6

Назовите основные виды придаточных предложений.

7

Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения?

8

Как определить, что служит средством связи частей сложноподчиненного предложения: союз или союзное слово?

9

Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений.

А теперь каждый сделайте вывод, над чем вам нужно поработать на сегодняшнем уроке, чтобы знания по этой теме были прочными. (Ответы на вопросы озвучиваются,. Стараюсь при опросе спрашивать «слабых» учащихся)

Затем каждый ученик выбирает параграф, который ему надо повторить, читает его, повторяет, составляет план параграфа. Составил план – 1 балл,. Не составил – 0 баллов.

Учебный элемент №2 «Найди ошибку»

Дифференцированные задания.

Группа “слабых” учеников( Мекибаев Ермек, Сергеев Денис) –

Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения ( в предложениях 1,2, 4).

1.Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем (СПП с придаточным …).  2.Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь.  3.Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.4. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.

 Группа «средних» учеников (Кустаров Павел, Андреева Наташа, Петрова Света)

Определить вид придаточного предложения. Исправить ошибки в пунктуации.

Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

Когда девочка выросла ее отправили на другую более, серьезную работу.

Она с удивлением следила как он раскладывал книги на столе.

Группа « сильных» учащихся ( Проскурякова Алёна)

 Расставить знаки препинания, составить схемы предложений и указать вид придаточных

( в целях экономии времени выполняется на карточках):

№ п/п

Предложение

Схема предложения

Вид придаточного

1.

Где ты будешь там я буду. (И.С.Тургенев).

 

 

2.

Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой).

   

 

3.

Счастье нас там ждет где его обрести не чаем. (Б.Садовский).

   

 

Ответы сверяются с образцом( учитель даёт в распечатанном виде после выполнения задания) Все задания сделаны верно – 2 балла, допущены 1-2 ошибки – 1 балл, более 2-х ошибок – 0 баллов.

Учебный элемент № 3 Цифровой диктант.  Вниманию учащихся предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если они согласны с утверждением, ставят в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставят цифру 0.

[ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.

Слово пунктуация произошло от пунктуальный.

Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.

Придаточное предложение может стоять только после главного.

Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, - придаточное определительное.

В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.

Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным?

Ответы: 0010110001 – все ответы верны -  в бланк оценивания ставят 3 б., 2-3 ошибки – 2б., 3-5 ошибок – 1б., больше 5 ошибок – 0 баллов.

Учебный элемент №4 «Тестовый». 

Выполнить задания теста. Задание проверяется по ключу. (9-10 правильных ответов – 3 балла, 7-8 – 2 балла, 5-6 – 1 балл, меньше 5 – 0 баллов)

 Учебный элемент № 5 «Синтаксический разбор»

Разбор предложения проверяется по образцу. Без ошибок – 1 балл,. С ошибками – 0 баллов.

Когда труд -  удовольствие, жизнь хороша.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Максимальное количество баллов – 10.

Соответственно – оценка «5» - 9-10 баллов,

«4» - 7-8 баллов,

«3» - 5-6 баллов,

«2» - 0-5 баллов.

Задавание на дом: подготовиться к контрольной работе по сложноподчинённым предложениям, выполнить то упражнение, которое считаете нужным.



Предварительный просмотр:

Тесты.

Найдите СПП.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Девушка так внимательно осматривала все места, как будто провела здесь своё детство.

Прочитайте предложение. Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нём стоит ….

А. Перед главным предложением

Б. После главного предложения

В. В середине главного предложения.

3.  Определите тип придаточного обстоятельственного в СПП  Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. Придаточное времени.

Б. Придаточное определительное.

В. Придаточное условное.

Найди среди данных предложений СПП с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло моё детство.

Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.

В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.

5.  Найдите СПП.

А. Я не могу понять, что мне нужно сделать.

Б. Я учился в школе, а мой брат работал на заводе.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.

Прочитайте предложение. Только исследуя какой-нибудь клочок земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нём стоит….

      А.  Перед главным предложением.

      Б. После главного предложения.

В. В середине главного предложения.

7.  Определите вид придаточного обстоятельственного в СПП. Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и воду пойдут.

А. Придаточное сравнительное.

Б. Придаточное условия

В. Придаточное времени.

Найдите среди данных предложений СПП с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я так долго не получал писем от своего друга, что начал сильно беспокоиться.

Укажите предложение, в котором знаки препинания стоят верно.

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли, там, где её никогда не найдёт человек   обладающий скудными знаниями.

Б. Чем больше знает человек тем сильнее он видит поэзию земли, там, где её никогда не найдёт человек,  обладающий скудными знаниями.

В. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек,  обладающий скудными знаниями.



Предварительный просмотр:

УЭ 2 «слабые»

1.Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, который бывает только днем (СПП с придаточными времени и определительным).  2.Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще дверь. (СПП с придаточным определительным) 3.Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.(Простое) 4. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.(СПП с придаточным определительным)

«средние»

Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот. (СПП с придаточным времени)

Когда девочка выросла, ее отправили на другую, более серьезную работу. (СПП с придаточным времени)

Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе. (СПП с придаточным изъяснительным)

«сильные»

№ п/п

Предложение

Схема предложения

Вид придаточного

1.

Где ты будешь, там я буду. (И.С.Тургенев).

 

  места

2.

Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой).

   

  места

3.

Счастье нас там ждет, где его обрести не чаем. (Б.Садовский).

   

  места

УЭ 3

0010110001

УЭ 4

1-В                    5-А                   9-А

2-Б                    6-А                   10-В

3-А                    7-Б

4-Б                    8-В

УЭ 5

Когда труд -  удовольствие, жизнь хороша.( Повеств., невоскл., сложное, СПП,.. 1) –придат., условия, двусост, полное, нераспр, не осл., 2) –главное,двусост, полное, нераспр, не осл.)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка.

Целью урока являлось обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения.  При этом были поставлены задачи:

-  обобщение знаний по способам связи придаточного предложения с главным;
- учащиеся на уроке должны применить умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,  ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор  СПП;
-  на уроке должен формироваться  интерес к русскому языку, объективное отношение к себе и окружающим.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Сложноподчиненное предложение». Это урок, обобщающий полученные знания по пройденной теме. Учащимся предстоит небольшая проверочная работа на следующем уроке, а также они ещё узнают о СПП с несколькими придаточными, то есть это не последний урок в разделе.

Форма занятия: это попытка провести урок с использованием модульной технологии. Весь ход урока опирается на уже полученные детьми знания, кроме того, даёт возможность детям повторить то, что, возможно, они подзабыли  или выучили недостаточно добросовестно. Работа  индивидуальная, некоторые задания построены с учётом личных способностей учеников.

Условия проведения занятия: комфортная атмосфера, доверительные, дружелюбные отношения с классом, оформление дидактического материала эстетично. У каждого на парте комплект с заданием – работа  индивидуальная.

Много времени было потрачено на подготовку раздаточного материала, бланков оценивания, ключей к каждому заданию. Возможно, надо больше использовать учебник, упражнения, которые даны в нём.

. Удалось:

решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

избежать перегрузки и переутомления учащихся;

сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

В целом урок прошёл успешно, результатом довольны и учитель, и учащиеся. Все ребята за урок получили положительные оценки.

Учащимся предоставлена возможность самоконтроля, выставление оценок по баллам позволяет выставить положительные оценки всем учащимся. Задания подготовлены с учётом принципов научности, доступности. С учётом возможностей учащихся. На уроке активно используется терминология, работа с учебником. Формулировки вопросов и заданий доступны детям. Указывается цель каждого вида задания. После каждого этапа делается вывод и самооценка работы учащихся. Все  задания проверяются по образцу. Некоторые образцы выдаются на руки, некоторые записаны на оборотной стороне доски(возможно привлечение интерактивных технологий –ответы показывать при помощи мультимедиа).

У каждого учащегося на парте комплект листов с заданиями и бланками оценивания. Урок структурно выдержан, состоит из 5 учебных элементов, завершающихся контрольным тестом. Выбранные методы работы хороши тем, что позволяют учащимся самим оценить уровень своей подготовленности, повторить материал, необходимый именно им для повторения, выбрать домашнее задание, которое необходимо им.

Не удалось: уложиться по времени в 45 минут, а на два урока материала оказалось мало. То есть в дальнейшем, при разработке  подобных уроков или переработке данного больше внимания уделить распределению времени. Возможно, следует чётко регламентировать время на выполнение каждого задания.

В целом урок прошёл успешно, каждый учащийся получил оценку, задачи, поставленные в начале урока, реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...