Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Турантаева Айталина Николаевна
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

9 класс

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для формирования умения определять и отличать придаточную причины от других типов, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, составлять схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

  1. Коллективная проверка домашнего задания.
  2. Запись текста с постановкой вопроса к придаточному и определением его типа.
  1. Пойдем туда, где ручеек бежит зеленым лугом.
  2. В мире еще есть страны, куда не ступала людская нога.
  3. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  4. Голицыно, где мы проводили лето, встретило нас ребячьим хором.
  5. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  6. Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель.

Расскажите о вопросах к придаточным и об определении типа.

Какое предложение осталось без внимания? (6.)

Что вы можете о нем сказать? Определите главную и придаточную часть.

Как бы вы назвали этот тип придаточного?

Сформулируйте тему и цель урока.

  1. Анализ предложений (выяснение того, как могут выражаться причинные значения в предложении) . Переделайте простые предложения в сложноподчиненные с придаточным причины.
  1. Не находя нужного слова, он замолчал.
  2. Спросонья, он не мог ничего понять.
  3. Сестра завела будильник( она боялась проспать) и прилегла на диван.

Выводы: причину в простом предложении могут выражать деепричастные обороты, наречия причины, вводные предложения; в сложном предложении – придаточные причины.

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека..

- синтаксический разбор предложения.

- составление схемы.

4. Актуализация знаний.

  • Мы не знали  где остановиться на ночлег.
  • Деревня  где скучал Евгений был прелестный уголок.
  • Они голодны  потому что их некому кормить.
  • Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш охотно посещался.
  • Мне хотелось идти туда  где можно спокойно отдохнуть.

- составь схемы предложений

- определи вид придаточных предложений

- расставь знаки препинания

5.  Упр 101.

- объясни расстановку знаков препинания

- отбери предложения с придаточным причины

- сформулируй вывод о придаточных причины.

6.

Сегодня мы с вами изучили ещё один вид придаточных предложений. «Придаточные причины» стали для нас продолжением изучения их в теме «Сложноподчиненные предложения».   Теперь вернитесь к своим целям, поставленным в начале урока. Сделайте вывод – достигли вы их или нет. Если у вас остались какие-то нерешённые вопросы, отработайте их при выполнении домашнего задания.

7. Домашнее задание по выбору

 1) Упр 102

2)  Определи вид придаточных предложений:

     Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.  Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко. Медведь остановился там, где только что стоял лось. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве.

3)  Тест

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.

3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.

4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

      А.нет         Б. 2,4          В. 2,3              Г.3,4

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

      А.нет         Б. 1,2          В.1,3              Г. 1,2,3

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

       А.нет        Б. 1             В. 2                Г. 3

V. Определите тип третьего предложения.

      А. простое

      Б. сложносочиненное

      В. Сложноподчиненное

      Г. Сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такое, структура которого соответствует схеме:

[двусоставное], союз [ неопределенно-личное] ?

              А. 1              Б. 2            В. 3              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными причины,цели и следствия"

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследоват...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия".

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия". Презентация к данному уроку. Учебник Л.А.Тростенцов...

Открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 9 класс

Открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 9 класс. Дано описание урока, приложены карточки с заданиями....

открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия."

Познакомиться с новыми видами придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.Определить средства их связи с главным предложением.Формировать умение различать оттенки значения придаточных.Форми...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...