Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок предполагает актуализацию и закрепление знаний по теме "Род имени существительного". Урок построен в форме путешествия по станциям, которые соответствуют родам имени существительного. В качестве дидактического материала используются стихи русских класиков о природе в разные времена года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе "Род имени существительного" | 27.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Род имен существительных»
Цель: закрепление умений различать мужской, женский и средний род
имён существительных.
Задачи:
Обучающая: научить учащихся определять род имен существительных;
Развивающая: развитие навыков разграничения категории рода в вопросе согласования с прилагательными и глаголами;
Воспитательная: привитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями (маршрутные листы), карточки зеленого и красного цвета, поезда и вагончики.
Ход урока
- Организационный момент.
Ученикам при входе в класс выдается билет, в котором написано слово, относящееся к одному из трех родов имени существительного. Обучающийся должен определить, к какому роду относится слово в его билете, и в соответствии с этим занять место за одним из трех столов – купе. (1 группа: капель, весна, сосулька, лужа, почка. 2 группа: дождь, гром, зной, бриз, цветок. 3 группа: облако, яблоко, небо, солнце, золото.)
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Геннадьевна. Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное. Скажите, пожалуйста, что вы знаете об этой части речи? В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 1) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч).
У каждого из вас есть билеты, без которых невозможно сесть на поезд, и маршрутные листы с заданиями, которые помогут вам достичь конечной цели. На ваших столах также есть красные и зеленые карточки. Они нам понадобятся при проверке правильности выполнения заданий. За активную работу на уроке и правильно выполненные задания команда будет получать вагончики. Из них в конце занятия каждая команда соберет поезд. У кого состав будет длиннее, та команда и победит. Давайте проверим, все ли правильно заняли свои места. Пассажиры купе имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры купе существительных мужского и среднего рода.)
II. Формулировка темы урока.
- Поскольку поезд наш скоростной, то мы сделаем всего четыре остановки. Три из этих остановок соответствуют названию ваших купе, о четвертой остановке вы узнаете по прибытии. Исходя из названий наших станций, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Род имен существительных).
- Ну что ж, в путь! (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.)
III. Введение и закрепление нового материала
1 станция. Сиреневая роща. (Слайд 4)
- А вот и первая станция! Что за цветок изображен у меня на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)
- А сейчас я предлагаю вам применить знания на практике. Найдите в своих маршрутных листах станцию «Сиреневая роща». Давайте прочитаем стихотворение, с которым вы будете работать на этой станции. (Слайд 5)
Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.
Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Майкова «Весна». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.
Уходи, Зима с..дая!
Уж кр..савицы Весны
Колесница з..л..тая
Мчится с горной вышины!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь, и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поп..лзла в овраг, в кусты.
- Проверяем задание. Если все верно, поднимаем зеленые карточки, если, есть ошибки, поднимаем красные. (Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.
- Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?
- Отправляемся дальше. (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 6)
2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 7)
- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)
- Как вы думайте, какое время года на этой станции? (Лето.) Давайте прочитаем стихотворение Г. Галиной об этом времени года. (Слайд 8)
А сейчас обратимся к нашим маршрутным листам. Найдите в них станцию имен существительных мужского рода и выполните задание. Обратите внимание на то, что в этом упражнении два задания. Задание под буквой «а» обязательно для всех. Задание под буквой «б» выполняют те, кто быстро справится с первым заданием. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.
Задание 2.
а) Найдите в стихотворении имена существительные мужского рода, красным цветом обозначьте имена существительные в единственном числе, синим цветом существительные во множественном числе.
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крылья жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
Г.Галина
б)Найдите словосочетания, соответствующие схемам:
- прил. + сущ. (м.р.)
- сущ. (м.р.) + сущ. (м.р.)
- Ребята, как мы можем отличить жителей этой станции от имен существительных женского рода? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые мы употребляем вместе с существительными мужского рода?
Физминутка. (Слайд 9)
Ребята, вы любите лето? Давайте представим, что мы в лесу летом. Встаньте из-за парт. Прислушайтесь! Слышите, как поют птички? Представьте, что вы прекрасные цветочки! Вы тянетесь к солнышку! (Потянулись.) Но вот подул ветерок, и вы качаетесь из стороны в сторону. (Наклоны вправо, влево с вытянутыми руками). А вот наступил вечер, и вы собрались отдыхать. Обнимите себя!
- Ну что, ребята, отправляемся на следующую станцию? (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 10)
3 станция. «Осеннее настроение». (Слайд 11)
- Ребята, что изображено на картинке? Верно, небо, облако, солнце. Какого рода эти имена существительные? (Среднего). Составьте, пожалуйста, с одним из этих слов предложение таким образом, чтобы сказуемое было выражено глаголом в форме прошедшего времени. Какое окончание у глагола? А сейчас обратимся к вашим маршрутным листам. Найдите станцию «Осеннее настроение». Давайте прочитаем прекрасное стихотворение А. С. Пушкина о его любимом времени года. (Слайд 12) А сейчас приступайте к выполнению задания. Время выполнения задания 1 минута.
Задание 3. Подчеркните в тексте имена существительные среднего рода в единственном числе. Разберите по составу слово дыхание. Выделите окончания у имен прилагательных.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
- Итак, скажите, пожалуйста, какие имена существительные мы относим к среднему роду? На какой вопрос будет отвечать имя прилагательное, если его поставить рядом с существительным среднего рода? Какое окончание будет у глагола прошедшего времени?
- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию. (Слайд 13)
4 станция. «Снежинка» (Слайд 14)
- У нас осталась последняя станция. А вот и она! На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами. На этой станции я предлагаю вам выбрать одно из двух заданий. Задание выполняете группой. В первом задании необходимо вставить пропущенные существительные и обозначить их род, во втором задании (оно сложнее) нужно самим составить текст о зиме, используя имена существительные трех родов.
Задание 4.
А) Вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….
Но и в морозной зимней ……… продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ………. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными ………… совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем ………. скрытая от людей жизнь.
Исходный текст.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Б) Составьте небольшой текст о зиме, используя имена существительные мужского, женского и среднего рода.
IV. Подведение итогов.
- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду? Для того чтобы вам легче было запомнить вспомогательные слова, я предлагаю прочитать стихотворение. (Слайд 15)
Женский род запомню я
И скажу она, моя.
И запомню род мужской
И опять скажу он, мой.
Средний род – оно, мое.
Это – правило твое.
Вы, наверное, заметили, про имена существительные я говорила, что они мужского, женского или среднего рода, а про имена прилагательные и глаголы прошедшего времени я говорила, что они в форме мужского, женского или среднего рода? Как вы это можете объяснить? (Одно и то же имя прилагательное может быть в форме женского рода и в форме мужского). Приведите пример. (Красивый мальчик. Красивая девочка.) Значит, у имен прилагательных и глаголов род это переменный или непостоянный признак? (Переменный). А имена существительные изменяются по родам? (Нет. Это их постоянный признак.)
Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам больше всего понравилось? Чему вы сегодня научились? Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Нарисуйте, пожалуйста, в своих маршрутных листах смайлик, который отражал бы, насколько вы довольны своей работой на уроке.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания вам необходимо написать небольшое сочинение на тему: «На какой станции мне понравилось больше всего» и определить род имен существительных.
Выставление оценок.
Команды считают количество вагончиков. Участники команды, у которой самый длинный поезд, получают пятерки.
- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок. А также пожелать вам быть такими же быстрыми в получении новых знаний, как птица сапсан в своем полете.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Сиреневая роща»
Весна Уходи, Зима с.. дая ! Уж кр .. савицы Весны Колесница з ..л..тая Мчится с горной вышины! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь, и ты, Подобрав свой саван белый, Поп.. лзла в овраг, в кусты. А. Майков
Станция «Таинственный лес»
В мире великом Много чудес: Разве не чудо задумчивый лес С травкой зеленой и ягодой дикой? Блеск изумруда Крылья жуков, Плащ голубых мотыльков — Разве не чудо? Г.Галина
Станция «Осеннее настроение»
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. С. Пушкин
Станция «Снежинка»
Женский род запомню я И скажу она, моя . И запомню род мужской И опять скажу он, мой . Средний род – оно, мое . Это – правило твое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)
Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
урок русского языка 6 класс « Правописание сложных имен существительных»
Урок усвоения новых знаний...
Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"
Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....