Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку
Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 3
Категория учащихся: учащиеся с ОВЗ: ЗПР и УО (вариант 1)
Предмет: Русский язык
Тема: Творительный падеж имён существительных
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-путешествие с художником-творцом на выставку картин
Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения задавать вопрос.
Задачи:
- образовательные:
1) систематизировать знания учащихся о склонении имени существительного;
2) формировать представление учащихся о творительном падеже;
3) формировать умение задавать вопросы творительного падежа.
- коррекционные:
1)развивать умение работать с языковым материалом, применять полученные знания через постановку проблемной ситуации;
2) развивать каллиграфические навыки, мелкую моторику посредством минутки чистописания;
3)развивать орфографическую зоркость, логическое мышление при работе над упражнениями;
4)коррекция и развитие зрительного восприятия посредством работы с репродукциями;
5) развитие произвольного внимания посредством участия в беседе по новой теме.
- воспитательные:
1) воспитывать интерес к учёбе и предмету «Русский язык»
2) воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
3) формировать организационные умения и качества личности: аккуратность при выполнении записей в тетради.
Формируемые БУД:
- личностные:
1) способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
2) развитие эстетических чувств, доброжелательности.
- познавательные:
1) осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
2)ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
3)устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
- регулятивные:
1) принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
2)осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; 3)оценивать результаты своей деятельности.
- коммуникативные:
1)слушать собеседника и понимать речь других;
2)работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
3)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признак имени существительного (падеж).
Методы обучения:
- словесный метод (рассказ, объяснение нового материала, работа с учебником)
- репродуктивный метод;
- наглядный метод (демонстрация репродукций, работа с раздаточным материалом);
- объяснительно-иллюстративный;
- практический метод (выполнение упражнений)
Оборудование: интерактивная доска, репродукции, раздаточный материал, учебник русского языка (3 класс, часть 2, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Ход урока:
- Организационный момент: установка, мотивация к учебной деятельности
- цель: знакомство, подготовка учащихся к работе на уроке
- коррекционная цель: снятие психологического напряжения, развитие эмоционального интеллекта, сплочение учащихся.
Слово учителя: Добрый день, ребята! Пусть он для вас будет действительно добрым. Какое у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу: я улыбнусь вам, а вы- соседу по парте. Вы обещаете мне, что сегодня будете работать активно? Писать аккуратно? Слушать внимательно?
Отлично, молодцы. Давайте все дружно скажем: «Я хочу много знать».
- Актуализация знаний
Цель: включение в активную учебную деятельность, систематизация знаний учащихся о падежах.
Коррекционная цель: коррекция произвольного внимания, развитие мотивации к познавательной деятельности, развитие графомоторных навыков и навыков работы в системе «глаз-рука».
Слово учителя: -Ребята, вы были когда-нибудь на выставке картин? (ответы учащихся)
- Сегодня, мы, вместе с великим русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым совершим путешествие на выставку картин. Для начала путешествия, нам нужно открыть тетради и записать дату. (учащиеся совместно с учителем записывают дату, классную работу, тему урока)
-Отлично, молодцы! Ребята, на выставку картин попасть не так-то просто. Нам нужно знать специальное слово. Я скажу вам по секрету: это слово «картина».
Учитель совместно с учениками записывает словарное слово «картина». Акцентирует внимание на проблемных буквах а, и. Ребята обозначают ударную гласную.
-А сейчас, давайте с вами придумаем предложение со словом картина. (варианты учащихся).
-Я предлагаю вам записать предложение: Я любуюсь картиной. (учащиеся записывают предложение со словарным словом).
- Итак ребята, вы уже изучали падежи имен существительных. Кто мне может сказать, что такое имя существительное? (ответы учащихся). А какие падежи имен существительных вы знаете? (учащиеся повторяют падежи имен существительных). Так сколько всего падежей в русском языке? (шесть)
- Все слова в предложении связаны между собой. И помогают нам в этом окончания имён существительных. Давайте вернёмся к нашему предложению и выделим окончание в слове «картиной». Итак, ребята, посмотрите, как неправильно звучало бы предложение с неправильным окончанием в слове картиной. Я любуюсь картина.(например). Слово картиной стоит в новом для вас падеже-творительном. (Учитель задает вопрос от слова любуюсь (чем?) картиной. Учащиеся выделяют окончание -ой.).
- Формулирование цели урока. Самоопределение к деятельности.
Цель: подвести учащихся к теме и цели урока, систематизировать знания учащихся о склонении.
Коррекционная цель: коррекция произвольного внимания
Слово учителя: итак, ребята, сегодня на уроке нам предстоит изучить новый падеж- творительный. И поможет нам в этом великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Представляете, ребята, он прислал нам видеописьмо из прошлого. Он расскажет нам, как же он использует творительный падеж в своей жизни. Но, прежде чем мы посмотрим видеописьмо, давайте подготовим наши глазки.
- Динамическая пауза (упражнение для глаз)
Глазки вниз, глазки вверх
Все зажмурились: раз-два
Раз моргнули, два моргнули
Наши глазки отдохнули
- Изучение нового материала
Цель: сообщение учащимся новых знаний о творительном падеже имени существительного
Коррекционная цель: формирование приемов познавательной деятельности, коррекция зрительного восприятия, логического мышления.
- Слово учителя: Ребята, мы с вами отдохнули и готовы продолжить наше путешествие в картинную галерею. Мы уже знаем волшебное слово (учащиеся называют волшебное слово). Значит путь в галерею открыт. Слушайте внимательно нашего художника и то, о чем он рассказывает. (просмотр презентации).
Обсуждение по итогам просмотра презентации:
- Ребята, так какой падеж любимый у нашего художника? (ответы учащихся)
- На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем?)
- Для каких существительных мы используем вопрос кем? Для каких существительных мы используем вопрос чем? (одушевленных/неодушевленных существительных)
-Молодцы, ребята! Ребята, у нашего художника случилась беда: ветер ворвался на выставку и разметал все его любимые слова. Давайте поможем ему собрать правильные предложения с его любимыми словами. (на доске прикреплены карточки: любуюсь, горжусь, восхищаюсь, творю, пейзажем, богатырями, Снегурочкой, кисточкой. Учащиеся собирают из карточек словосочетания с существительными в творительном падеже. При этом, необходимо проговорить: любуюсь (кем?)Снегурочкой, восхищаюсь (чем?) пейзажем, горжусь (кем?) богатырями, творю (чем?) кисточкой)
6. Динамическая пауза: учащиеся встают из-за парт и рисуют руками в воздухе радугу, солнышко, изображают реку, листопад.
7.Закрепление изученного материала
Цель: формирование умения задавать вопросы к существительным в творительном падеже.
Коррекционная цель: развитие орфографической зоркости, развитие умения работать с языковым материалом, коррекция каллиграфических навыков, развитие произвольного внимания.
Работа с учебником:
Страница 52 упражнение 94.
- чтение задания.
- демонстрация учителем образца выполнения задания: На п…лянке пахнет земляникой. Давайте зададим вопрос от слова пахнет к слову земляникой. Пахнет (чем?). Обозначить крестиком (х) слово пахнет и подписать сверху вопрос.
Остальные предложения учащиеся выполняют у доски.
Учащийся с УО выполняет индивидуальное задание на карточке.
7. Подведение итогов урока
Цель: сделать вывод и подвести итог работы каждого учащегося на уроке; выяснить, какие новые знания были получены.
Коррекционная цель: развитие умения рефлексировать свою деятельность.
Слово учителя:
-Ребята, понравился вам сегодня урок?
- Что больше всего понравилось?
-Какой падеж мы сегодня изучали?
-На какие вопросы отвечает творительный падеж имен существительных?
- Когда мы используем вопрос кем? Когда используем вопрос чем?
8. Выставление и комментирование оценок.
9. Запись и комментирование домашней работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Урок русского языка по теме"Род имен существительных"
Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...
Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
Урок русского языка...
Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного
Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....