внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще любят играть, то в основном реализую в своей работе игровые формы, одной из которых является как раз игра по станциям - "Лингвистичекий поезд". Это может быть виртуальная поездка (на интерактивной доске или в программе PowerPoint) или реальная (когда ребята с маршрутными листами бегают по школьным кабинетам). Мероприятие командное, рассчитано на 45-50 минут. Чередуются различные виды заданий по разным темам, что позволяет всем детям проявить свои знания на практике и не дать расслабиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лингвистический поезд (внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 класса) | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку (5-6 классы)
«Лингвистический поезд»
Цели:
Обучающие цели:
- Повторить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
- Повторить литературные произведения, изученные в 4-6 классах
- Совершенствовать умения применять полученные знания в практической деятельности.
Развивающие цели:
1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2. Развивать умение работать в группах.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать командный дух, чувство ответственности за свою команду.
- Воспитывать интерес к русскому языку и литературе.
Форма: игра по станциям.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в необычное путешествие на лингвистическом поезде. В путешествие сегодня отправляются пассажиры пяти классов. Прежде, чем вы начнете выполнять задание, хочу представить вам жюри нашего конкурса – Машинисты локомотивов «Языкознание», «Лингвистика», «Филология». Чтобы получить маршрутный лист, нужно собрать пословицу о языке.
Аз да Буки избавляют нас от скуки. Лучше ногою запнуться, нежели языком. Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь. Что силой не сделаешь, то сделаешь словом. Без языка не сколотишь и сапога.
- Путешествие по станциям.
Станция 1 Фразеологическая
Задание 1. «Я начну, а ты продолжи»:
- На все руки (мастер).
- Сесть в (колошу).
- Бить (баклуши).
- Держать язык (за зубами).
- Прочитал книгу (от корки до корки).
- Куда глаза (глядят).
- Как ветром (сдуло).
Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
- Волка ноги кормят. 2. За двумя зайцами…3. Топает, как слон. 4. Медведь на ухо наступил.
Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 2 Заколдованные слова
Задание 1. Найдите способ прочитать написанное:
QWУN ЧLИZ ТJЬZHС VЯ – ВNIСDЕ4Г VДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWС QЯ. ( Учиться - всегда пригодится. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.)
Задание 2. Найди способ прочитать написанное.
Дrt uiелsg уkl врl tyrf zxе lgмя пnmо sdтеrt хе pw чnnа sс.
(Делу время - потехе час. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно собрать только русские буквы)
Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 3 Сказочная
Блиц-опрос
1.гостиница для животных? (теремок)
2. от всех ушел, кроме одного зверя? (колобок)
3. солнце проглотил? (крокодил)
4. кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)
5. врач-ветеринар в сказке К.Чуковского? (Айболит)
6. У какой красавицы из известной сказки была длинная коса? (Варвара)
7. Кем была царевна в русской сказке? (Лягушка)
8. Кто потерял туфельку? (Золушка)
9. Красный головной убор героини сказки? (Шапочка)
10. Имя девушки, которую украл мерзкий карлик, а Руслан её спас? (Людмила)
Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 4 Русская математика
Задание 1. Вспомните как можно больше слов, где есть цифра 100.(простой, просторный, часто, стоножка, столичный, непросто, столько, стоит, простоять, столица, …)
Задание 2. Вспомните как можно больше слов, в которых содержится цифра 3. (протри, ухитрится, стриж, стричь, устрица, осетрина…)
Задание 3. Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные (например: Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу…)
Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 5 Словообразовательная
Предлагаю вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово.
3.Корень извлечь из начинки не сложно, | 2. Корень мой в сказке найдёте, 4. В списке вы мой обнаружите корень |
Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 6 Орфографически-синтаксическая – «Капитанский мостик»
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Дружба кр..пка не лестью а правдой и честью.
- Не будь наук и искусств (не) было бы и человека и человеческой жизни.
- Широкая дверь отперлась заскр..пела ударилась в стену опять заперлась.
- «Как тебя з..вут девочка?» - спр..сил Григ.
- Мой дру.. отчизне посв..тим души прекрасные порывы.
- Подведение итогов данного этапа. Отражение баллов в маршрутном листе.
Станция 7 Сказочная викторина
- Назовите тех, кто с первыми лучами солнца превращается в камень, если не успеют спрятаться.
- Приведите пример, когда точное исполнение работником условий трудового договора привело к сумасшествию работодателя.
- Это существо при помощи кузнеца сделало себе хирургическую операцию, что повлияло на его вокальные данные и способствовало осуществлению коварных замыслов. Назовите героя.
- Поляки называли её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?
- Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас?
- Он потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. Кто это?
7. Как зовут девочку, попавшую в зазеркалье?
8. В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников?
9. Какие берега у молочной реки?
10. Какой отравленный фрукт дала колдунья Белоснежке?
11. Что жевали звери из сказки К. Чуковского до встречи с тараканом?
Ответы.
- гномы
- Сказка о попе и работнике его Балде
- волк из сказки «Волк и семеро козлят»
- Баба Яга
- клубок ниток
6. Гулливер
7. Алиса
8. Бременские музыканты
9. Кисельные
10. Яблоко
11. пряники
III. Подведение итогов.
Итак, ребята, наш поезд добрался до конечной станции. Сейчас жюри подведет итоги всего вашего маршрута, и мы узнаем, какая же команда показала лучшие знания в области русского языка и литературы.
IV. Рефлексия.
У вас на столах, ребята, лежат карточки разных цветов. Оцените сегодня ваши чувства по отношению к мероприятию. (зеленый – понравилось, красный – понравилось, но не удовлетворен собой и своей командой, желтый – хочу участвовать еще, серый – не понравилось).
Список литературы
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М: 1988.
- Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.
- Шарады из урока Гвоздиковой Елены Ивановны http://festival.1september.ru/articles/500653/
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М., Просвещение, 1995
- Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»
Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой» 8-9 класс
Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса с участием родителей «САМЫЕ, САМЫЕ…»
Пояснительная записка Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить с...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Говорун-шоу» (5-9 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Говорун-шоу" (5-9 класс)...