Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Говорун-шоу» (5-9 класс)
методическая разработка (9 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Говорун-шоу" (5-9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Говорун-шоу» (5-9 класс)
Цели:
- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Говорун-шоу». Сегодня в нашем зале собрались самые болтливые, говорливые, и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством.
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, чётко, выразительно.
- Поэтому девиз нашего конкурса – «Если хочешь разговаривать, должен чётко проговаривать».
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками. (Рыла свинья рыла вырыла полурыло или свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полурыло.
участников команды (в игре принимали участие 3 команды учащихся 5-9 – х классов). Команды сборные.
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию. (Представление жюри.)
- РАЗМИНКА
Ведущий: Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули, плавно выдохнули.
Необходимо произнести слоги: кра, кря, кри, кре. ( Это делают все участники команды поочереди.)
- тихо
- в среднем тоне
- громко
2. «КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
- Рыла свинья рыла вырыла полурыло или свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полурыло.
- Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
- Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом.
- Дaнa Козявке спpaвкa о том, что не Козявкa. Hепpaвильнaя спpaвкa. Козявкa есть Козявкa.
3«КОНКУРС АССОЦИАЦИЙ»
Выясняется значение слова ассоциация - связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое.
Каждая команда получает карточку со словом. Задача команды: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие команды должны отгадать это слово. Балл получает та команда, которая назвала больше всех ассоциаций и та, которая первая назвала слово.
ФАКЕЛ, ТАБЛЕТКА, БАЗАР, ЛАПША
ПРИМЕР
- Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка, кайф, солнце, улыбка.– СЧАСТЬЕ.
- Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры - КАЛЬКУЛЯТОР.
- Курорт, море, отдых, птица, самолёт, север, солнце, тепло, пляж– ЮГ.
- «РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ НАГОВОРИТ»
Ведущий: Следующее задание требует умения фантазировать и сочинять. Командам предстоит по заданному началу придумать продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным. Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он останавливается (по сигналу) – второй продолжает первого и так далее. Каждому участнику даётся 30 секунд.
- Я проснулся, подошёл к окну и увидел на подоконнике письмо. На конверте было написано моё имя. Я взял письмо в руки и открыл конверт …
- Вечером на улице наблюдали такую картину. Кошка влезла на дерево и громко мяукает. То ли слезть не может, то ли к себе зовет, непонятно...
- На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.
И вот начинается представление…
- «Кто вперёд!»
Ведущий: «Теперьяподнимитетоже» - эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
(Команды выполняют это задание на листочках и сдают жюри)
Ответ:
- Теперь я, под ними те тоже.
- Теперь я, поднимите тоже.
- Теперь я, подними те тоже.
- Теперь я под ними, те тоже.
- Теперь я под ним, и те тоже.
- Те перья подними, те тоже.
- Те перья под ними, те тоже.
- Те перья под ним, и те тоже.
- Те перья поднимите тоже.
- «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и правильно на них отвечает, тот и получает призовой балл.
Вопросы для капитанов:
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис | |
Антоним к слову временный | Постоянный | |
Как погиб Колобок? | Съела Лиса | |
Откуда Айболиту пришла телеграмма? | Из Африки | |
Где происходит действие «Медного всадника»? | Петербург | |
Подруга дней моих суровых. О ком это? | Няне Пушкина | |
Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. | |
Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно | |
Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический | |
Великий русский баснописец. | Крылов | |
Квартал или квартал? | КвартАл | |
Сколько частей речи в русском языке? | 10 | |
Подлежащее и сказуемое являются… | Грамматической основой | |
Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? | Нет | |
Сколько звуков в слове яд? | 3 | |
Где в слове искусство удвоенные согласные? | Во втором случае |
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. | Фонетика | |
Синоним к слову антитеза. | Противопоставление | |
Кто спас муху-цокотуху? | Комар | |
Каталог или каталог? | КаталОг | |
Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? | О Пущине | |
Фразеологический оборот со словом голова | Ломать голову, сломя голову, оторвать лову… | |
Объясните значение: подложить свинью. | Напакостить | |
Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. | В.Даль | |
Жалюзи или жалюзИ? | ЖалюзИ | |
Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? | 7 | |
Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? | 8 | |
Из главного и зависимого слова состоит… | Словосочетание | |
Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? | Нет | |
Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность? | Т | |
Сколько звуков в слове ёжик? | 5 | |
Объясните значение: Кот наплакал. | Мало | |
Со школы или из школы? | Из школы | |
Часть слова, стоящая перед корнем. | Приставка | |
Разносклоняемое существительное м.р.? | Путь | |
Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать? | В |
- «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА (5 баллов)
Ведущий: Представьте себе, что вам нужно пройти конкурс на очень престижную работу. Через пару минут вы должны будете показать себя в должности, которая вам выпадет по жребию. Должна получиться небольшая сценка. Участвуют два человека. Оба участника должны заработать максимальное количество баллов для своей команды. (Участники выбирают карточки).
- Вы - следователь по особо важным делам. В одной из школ города совершено преступление: похищены классные журналы. Подозреваемый задержан. Вы берете у него показания. Необходимо, чтобы он признался в совершении кражи.
- Вы – журналист. Должны взять интервью у школьника, лучшего бегуна по школьным коридорам.
- Вы – доктор и должны объяснить больному, что ему необходимо поставить прививку от гриппа.
- Вы – директор школы и должны объяснить нерадивому ученику, что прогуливать уроки нельзя.
8.«ПЕРЕВОДЧИКИ» (5 баллов)
Ведущий: Перед вами лингвистическая сказка, где по всем правилам грамматики соединяются никому не известные слова. Попробуй представить себе то, о чём рассказывается в этой сказке. Учитывается текст перевода, выразительность его прочтения, артистизм.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонилитсь.
А Калуша волит:
- Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит Калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Лист оценивания команд
Название конкурса | баллы | 1команда | 2команда | 3команда |
| 1-5 | |||
(правильность, быстрота произношения всей команды) | 1-5 | |||
(максимальный балл получает команда, которая больше наговорит ассоциаций и которая отгадает слово по ассоциациям) | 1-5 | |||
«Кто больше наговорит» (учитывается композиция рассказа, быстрота, юмор) | 1-5 | |||
(учитывается количество составленных фраз) | Сколько фраз, столько и баллов | |||
(за каждый правильный ответ капитан получает балл) | За каждый правильный ответ | |||
«Престижная работа» (артистизм, умение говорить) | 1-5 | |||
(оригинальность перевода, юмор, близость к исходному тексту | 1-5 | |||
ИТОГ |
2.«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
- Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
2.«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
- Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом.
2.«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
- Дaнa Козявке спpaвкa о том, что не Козявкa. Hепpaвильнaя спpaвкa. Козявкa есть Козявкa.
2.«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
- Рыла свинья рыла вырыла полурыло или свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полурыло.
ФАКЕЛ
ТАБЛЕТКА
БАЗАР
ЛАПША
Я проснулся, подошёл к окну и увидел на подоконнике письмо. На конверте было написано моё имя. Я взял письмо в руки и открыл конверт …
Вечером на улице наблюдали такую картину. Кошка влезла на дерево и громко мяукает. То ли слезть не может, то ли к себе зовет, непонятно...
На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.
И вот начинается представление…
«Теперьяподнимитетоже»
«Теперьяподнимитетоже»
«Теперьяподнимитетоже»
- Вы - следователь по особо важным делам. В одной из школ города совершено преступление: похищены классные журналы. Подозреваемый задержан. Вы берете у него показания. Необходимо, чтобы он признался в совершении кражи.
- Вы – журналист. Должны взять интервью у школьника, лучшего бегуна по школьным коридорам.
- Вы – доктор и должны объяснить больному, что ему необходимо поставить прививку от гриппа.
- Вы – директор школы и должны объяснить нерадивому ученику, что прогуливать уроки нельзя.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонилитсь.
А Калуша волит:
- Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит Калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...

внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»
Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Говорун-шоу"
Мероприятие прививает любовь к родному языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Говорун-шоу»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...