Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._meropr._po_rus._yaz._i_lit.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Последний герой»
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались здесь сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2009 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
- Расскажите правило по карточке “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
- Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
29. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
30. Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
31. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
32. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
1. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
2. Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
3. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
4. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
5. Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)
6. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью "Победителю-ученику от побежденного учителя". (Жуковский в 1820 году по окончании поэмы "Руслан и Людмила")?
7. Кто был создателем первого русского алфавита? {Кирилл и Мефодий)
8. Заглавный герой Н.В. Гоголя с картофельной фамилией. {Тарас Булъба)
9. Кто из русских классиков родился в 1809 году?
A) Гоголь;
Б) Лермонтов;
B) Пушкин.
10. Как называется словарный запас языка? {Лексика)
11. Назовите имя и отчество Чехова {Антон Павлович)
12. Как называется сказка Антуана де Сент-Экзюпери? {Маленький принц).
13. Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, звонит, баловень. |
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро (спокойной ночи), идти, свет, молодость, чумазый, шикарный.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
П. Ершов | Калашников | |
Остап | Капитанская | |
купец | ||
дети | ||
дочка | Красный нос | |
“Левша” | нищий | |
Пеппи | А. Линдгрен | |
подземелья | “Конёк-горбунок” | |
мороз | Длинный чулок | |
“Малыш и Карлсон” | Аввакум | |
принц | Н.Лесков | |
В. Распутин | “Уроки французского” | |
легенда | Тарас Бульба | |
протопоп | Данко |
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания.
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет “Последним героем”.
4 задание. “Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в “Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” - кровь, любовь; “мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
Игра со зрителями.
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ?"
1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи. (Царевна-лягушка) 2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла)
4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)
6. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит. (Горох)
9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Полцарства) 11. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок)
12. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор)
13. Как зовут "дикое, но симпатичное приведение"? (Карлсон)
- Теперь я снова читаю слова, вы (игроки) по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. “Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
- “Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. (“Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- “Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” (“Кусака” Л. Андреев)
- “И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. “Рождение Христа”)
- “Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
- “И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” (“Старуха Изергиль” М. Горький)
- “Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. (“Ревизор” Н.В. Гоголь)
- “Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. На доске (на слайде) - карточки со словами. Потом вместе проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1. Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
(“Узник” А.С. Пушкин)
2. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
(“Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3. Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( “Парус” М.Ю. Лермонтов)
4. Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
(“Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
5. Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)
6. Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
(“Пленный рыцарь”
М.Ю. Лермонтов)
Финал.
1 задание. “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается.
Награждаются ученики:
1. Победитель – грамотой “Последний герой-2009”.
2. грамотой “За волю к победе”
3. грамотой «За мужество»
4. за участие «За терпение».
5. Приз зрительских симпатий «За активное участие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...
внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой» 8-9 класс
Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе....
конспект внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе 8-9 класс
внеклассное мероприятие...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса с участием родителей «САМЫЕ, САМЫЕ…»
Пояснительная записка Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить с...