Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой» 8-9 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literatur_posledniy_geroy.docx | 40.13 КБ |
prezentatsiya_posledniy_geroy.zip | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Налимовская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Последний герой»
8-9 класс
Мачехина Юлия Николаевна
Учитель русского языка и литературы,
стаж по предмету 5 лет, II категория.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой».
Описание материала: Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе.
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
- расширить кругозор учащихся.(слайд 2)
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, ребята!
Мы собрались сегодня в этом классе, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 3 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2013 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием(слайд 3
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
- Какого рода следующие существительные:
Какаду, колибри, фламинго, шимпанзе?
(это несклоняемые сущ., обозначающие животных. Если животное ж.р., то они ж.р., если мужского, то м.р.)
- Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- В чем особенность глаголов бежать и хотеть? (это разноспрягаемые глаголы)
- Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- У каких глаголов окончание находится в середине?(у возвратных)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- Какого рода слово тюль? (м.р.)
- Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- К каким частям речи может относиться слово попугай? (к сущ. и глаголу)
- Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно предложить дополнительное задание:
Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки. (СЛАЙД 4)
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы о Шерлок Холмсе»
(Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе) (слайд 5)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки.
Какие ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, привели к искажению смысла в предложениях? Исправьте их.
1. Рогатый скот?
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Ответ: В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.
2. Рябчики говорят?
Рябчики говорят, охотники любят спать на деревьях.
Ответ: Рябчики, говорят охотники, любят спать на деревьях.
3. Солнце блеяло?
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Ответ: Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.
4. Ждала скамейка?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Ответ: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Подберите к словам как можно больше антонимов: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость. (слайд 7)
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы. (слайд 9)
П. Ершов | Калашников | |
Остап | Капитанская | |
купец | Астафьев | |
Виктор Петрович | дети | |
дочка | Красный нос | |
“Левша” | нищий | |
Пеппи | А. Линдгрен | |
подземелья | “Конёк-горбунок” | |
мороз | Длинный чулок | |
“Малыш и Карлсон” | Аввакум | |
принц | Н.Лесков | |
В. Распутин | “Уроки французского” | |
легенда | Тарас Бульба | |
протопоп | Данко |
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе с вами поиграем.
Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждый должен найти себе пару. Потом вы должны будете при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Тот, кто быстрее всех догадается, что за фразеологизм показывают ребята, получит 3 балла. Но помните, вы не должны произносить ни звука. Желаю удачи!
- Реветь в три ручья
- Водить за нос
- Взять себя в руки
- Считать ворон
- Заткнуть за пояс
- Пальчики оближешь (слайд 10 )
Молодцы, ребята. Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет “Последним героем”.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. Согласуйте существительное с прилагательным.
(Ребята получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута.)
-Тюль (красивый)
-Шампунь (ароматный)
-Вестибюль (просторный)
-Кенгуру (серый)
-Кофе (чёрный)
-Такси (новое)
-Лазурь (февральская)
-Путь (длинный) (Слайд 11)
- Задание закончилось. Выберите того, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием.
2 задание. Восстановите пословицы. (Ребята получают карточки с пословицами).
А)Слово - ..., а молчание – золото. (серебро)
Б)Авось да как-нибудь до добра не ….(доведут)
В)Доброе …. и кошке приятно.(слово)
Г)Делу …, потехе час. (время)
Д)Где тонко, там и …. .(рвется)
Е) Копейка …. бережет. (рубль)
Ж)Один с сошкой, а …с ложкой.(семеро) (Слайд 14)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одной пословицы.
3 задание. Сейчас на экране появятся рисунки, но художник забыл их подписать. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил он. (слайд 16)
- Лить крокодиловы слёзы
- Жить как кошка с собакой
- Искры из глаз посыпались
- Сесть в лужу
Допишите фразеологизмы: (слайд 17)
-Дрожит….
-Кривить …
-Мокрая…
-Умирающий …
-Морочить …
-Шиворот-…
-Перемывать….
-Бить….
-Попасть….
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного фразеологизма.
Финал.
Решите следующие задачи – и вы в победителях:
А) отделите плод от растения.
СОШИСНШАКА (шишка, сосна)
Б) растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА (вода, сахар)
В) уберите горячее – останется холодное.
КИАЙПЯСТОБЕКРГ (кипяток, айсберг)
Г) найдите друга и врага Буратино.
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА (Мальвина, Базилио)
Д) зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.
ПООПГАНЕНОККА (поганка, опенок) (слайд 20-21)
Слово жюри.
На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются ученики:
1. “Последний герой-2013” – грамотой, сладкий приз.
2. грамотой “За волю к победе”
3. грамотой.
4. утешительные призы за участие.
Мачехина Ю.Н.
Подписи к слайдам:
как можно больше
антонимов
:
Друг -
Х
орошо -
Счастье -
Н
ебо -
Труд -
Мало –
Разговорчивый -
Книга -
Д
оброе утро -
Мышь -
Идти -
Свет -
Молодость -
Согласуйте существительное с прилагательным.
-
Тюль (красивый)
-Шампунь (ароматный)
-Вестибюль (просторный)
-Кенгуру (серый)
-Кофе (чёрный)
-Такси (новое)
-Лазурь (февральская)
-Путь (длинный)
Допиши фразеологизмы
:
-
Кривить
…
-Мокрая
…
-Умирающий
…
-Морочить
…
-Шиворот-
…
-Перемывать
…
-Бить
…
-Попасть
…
-Разинув
…
-Дрожит
…
Цель:
формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
-повторить
основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
-развивать
познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
-расширить
кругозор учащихся.
Решите следующие задачи – и вы в победителях
:
А) отделите плод от растения.
СОШИСНШАКА
Б
) растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА
В
) уберите горячее – останется холодное.
КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Г
) найдите друга и врага Буратино.
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
Д
) зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.
ПООПГАНЕНОККА
Задание 2
ТУР
II
ЗАДАНИЕ 1
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Последний герой»
8-9 класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
М
ачехина Юлия Николаевна
Задание 3
Финал
Проверим.
«
Я люблю книги Марка Твена,
Стефана Цвейга
, Джека Лондона,
Жюля
Верна, Этель
Лилиан
Войнич
, а особенно рассказы о
Шерлоке
Холмсе»
Изобрази фразеологизм:
•Реветь
в три ручья
•Водить
за нос
•Взять
себя в руки
•Считать
ворон
•Заткнуть
за пояс
•Пальчики
оближешь
Дополнительное задание.
Этот
ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях.
Найдите
его ошибки.
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы о Шерлок Холмсе»
Восстановите
пословицы.
А)Слово –
серебро
,
а молчание – золото.
Б)Авось да как-нибудь до добра
не доведут
.
В)Доброе
слово
и кошке приятно
.
Г)Делу
время
,
потехе час.
Д)Где тонко, там
и
рвется
.
Е)
Копейка
рубль
бережет
.
Ж)Один с сошкой, а
семеро
с
ложкой
.
Слово жюри
П. Ершов Калашников
Остап Капитанская
к
упец Астафьев
Виктор Петрович дети
д
очка Красный нос
«Левша» нищий
Пеппи
А. Линдгрен
подземелье «Конек-горбунок»
Мороз Длинный чулок
«Малыш и
Карлсон
» Аввакум
п
ринц Н. Лесков
В. Распутин «Уроки французского»
л
егенда Тарас Бульба
п
ротопоп Данко
Проверим:
Дрожит
….(как осиновый лист).
Кривить ……(душой).
Мокрая……(курица).
Умирающий …….(лебедь).
Морочить …….(голову).
Шиворот-……(навыворот).
Перемывать….(косточки).
Бить…. (баклуши).
Попасть….(впросак).
Разинув…..(рот).
ТУР
I
Задание 1
«РАЗМИНКА»
Здание 3
Задание 2
Проверим:
А
)
шишка
,
сосна
Б)
вода
,
сахар
В
) кипяток
,
айсберг
Г)
Мальвина
,
Базилио
Д) поганка
,
опенок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...
внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»
Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Последний герой"
Внеклассное мероприятие, проводимое в форме викторины, рассчитано на учеников 7-8 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой».
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...