Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 7 класса | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 5-7 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2013 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
- Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби? (нет)
- Кто автор строк «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна»? (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)
- Вставлять палки в колеса – это фразеологизм или диалектизм? (фразеологизм)
- Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Трудяга – кто он: он или она? (общий род)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Найдите книжное слово: каморка, комнатка, обитель
- Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Какие прилагательные мужского рода имеют окончание –ий: медвежий или легкий? (легкий)
- Откуда эти строки: «Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны.»(Настя. «Кладовая солнца» Пришвин)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
- В каком предложении глагол в повелительном наклонении»
Знаете ли вы украинскую ночь?; О, муза, расскажи торжественный поход!
- Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
- Как правильно сказать: к полуторастам, к полутораста (к полутораста)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Выберите глагол со значением «относиться без почтения, уважения»: презирать, призирать (презирать).
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Очи – это историзм или архаизм? (архаизм)
- Маруся – это героиня повести «В дурном обществе» или «Муму»? («В дурном обществе)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться(хохотать, ржать, улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
- Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
- "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
- "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)
- "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”.("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
- "Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)
- "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
- "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
- "И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”.("Корова” А. Платонов)
- "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
- "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4.
«Раз в крещенский вечерок….» (девушки гадали)
(В.А.Жуковский, баллада «Светлана»)
5.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
6.
«Погиб поэт,……» (невольник чести. Пал оклеветанный молвой» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)
7. «А вы, друзья, как ни садитесь,……
(Все в музыканты не годитесь» И.А.Крылов «Квартет»)
Финал.
1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Под музыку "Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются ученики:
1. "Последний герой-2013” - лентой с надписью, грамотой.
2. грамотой "За волю к победе”
3. грамотой.
4. утешительные призы за участие.
Раздаточный материал для игры «Последний герой»
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | . |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | . |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | . |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | . |
I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. II тур 2 задание. Разбор слов по составу. 1 карточка Пробежка серыми ночевать верно заросший II тур 2 задание. Разбор слов по составу. 2 карточка Птичка молодых бросается горячо передовая II тур 2 задание. Разбор слов по составу. 3 карточка Снежком ранний стучаться умно задумавшая II тур 2 задание. Разбор слов по составу. 4 карточка Лётчики вечерняя кормиться радостно расположившееся II тур 2 задание. Разбор слов по составу. 5 карточка Бережок старому схватить интересно коснувшись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»
Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»
Внеклассное занятие "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...
Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса"
Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса" 21.12.2021 на https://videouroki.net/razrabotki/mie...