урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Наталья Андросова

Тема: «Путешествие по лабиринту во дворец Знаний». (Обобщение знаний по теме «Местоимение»).

Тип урока – повторительно-обобщающий. Форма – урок-путешествие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект урока с презентацией2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Путешествие по лабиринту во дворец Знаний».

 (Обобщение знаний по теме «Местоимение»).

Тип урока – повторительно-обобщающий

Форма – урок-путешествие  

Цель:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, повторить и обобщить изученный материал о местоимениях;
  • создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
  • развивать навыки грамотного письма, зоркость учащихся, внимательность;
  • воспитывать интерес и сознательное отношение к предмету, к изучаемой теме.

        Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и готова с вами работать.
  2. Рефлексия. С каким настроением вы пришли на урок? (учащиеся показывают смайлики настроения)
  3. Начнём урок с проверки домашнего задания. Что вы делали дома?  (Один учащийся отвечает)    Перечислить название телепередач, в которых употреблены местоимения. (Примерный перечень: «Сам себе режиссёр», Кто хочет стать миллионером?», Кто хочет стать Максимом Галкиным?», «Своя игра», «Пока все дома», «Ты и Я», «Помоги себе сам», «Судите сами», «Ты не поверишь», «Их нравы», «Мой серебряный шар», «Жди меня» и другие).
  4. Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Местоимение». Какую цель мы поставим перед собой на уроке?  (ответы учащихся)

 Цель нашего занятия – обобщить и закрепить знания, полученные вами на предыдущих уроках, выяснить, насколько часто употребляются местоимения в речи. Девизом нашего урока будут следующие слова:

Что посе_шь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолот_шь,

Что смолот_шь, то и смел_шь,

Что смел_шь, то и съешь.

(У доски 1 ученик вставляет буквы, объясняя спряжение глагола.)

- Ребята, о чём говорят эти слова? (Какие знания получишь на уроке, настолько грамотным и будешь).

Учитель: Надеюсь, что наш урок «посеет» только полезное,  доброе и ценное.

- Какие местоимения встретились в словах, помещённых на доске? (Что – относительное, То – указательное).

5. Объяснение учащимся формы урока.

Учитель: Наш урок представлен в виде путешествия по лабиринту во дворец Знаний. Для того чтобы туда добраться, надо выполнить все задания, которые вам встретятся. Все свои результаты фиксируйте в карте знаний.

    Учитель: Итак, мы должны знать теоретический материал, уметь применять полученные знания на практике, показывая высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. А взамен получать только «5» и «4». Счастливого пути!

6. Основная часть: повторение и обобщение изученного материала.

1. Теоретическая часть (устно). Задание №1. 1) Один учащийся проводит опрос в классе (2-3 вопроса).

а) Что обозначает слово «Местоимение»? (слово, употребляемое вместо имени)

б) Какие слова может заменять местоимение? (существительные, прилагательные, наречия, числительные)

в) Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9, личные, возвратное, притяжательное, определительные, относительные,  неопределённые, отрицательные, указательные, вопросительные)

г) Сколько слов входит в разряд возвратные местоимения? (1, себя)

2) Помочь местоимениям найти свои домики (1 уч-ся у доски): Никто, всегда, она, себя, тот, мои, несколько, кто, который.

2. Задание № 2. «Составить пословицы из двух половинок» (передвинуть)

1) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

2) Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

3) Всякое дело концом хорошо.

4) Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.

5) Лучше поздно, чем никогда.

Найдите в пословицах и подчеркните все местоимения

3. Задание № 3.     Объясните значение фразеологизмов (соединить стрелками).

 быть не в своей тарелке                          потерять самообладание

ни то ни сё                                                   спешить

выйти из себя                                             скучать от безделья

нестись на всех парусах                           нечто неопределённое

скучать от нечего делать                        искусный мастер

смотреть во все глаза                              чувствовать себя неловко

на все руки мастер                                   смотреть внимательно

4. Задание  № 4.  Словарная работа. В местоимениях вставить пропущенные буквы, графически объяснить свой выбор.

(Н...)где (не)встретил, (н...) с чем (не) спутаешь,

(н...)кому (не)сказал, (н...)к кому (не)подошёл,

(н...)куда спешить,

как (н...)в чём (не)бывало,

(н...) о чём (не) спросил,

(н...)когда (не)слышал,

(н...)кого взять с собой.

Взаимопроверка, обмен тетрадями. Сверимся с доской.

- Сформулируйте правило правописания НЕ-НИ в местоимениях, слитно-раздельно.

5. Задание № 5.  Работа с текстом.

Девоч(?)ки вышли на верш...ну х...лма, с холма открывался уд...вительный вид. У  ног девочек начиналась огромная ст...клянная лес...ница.  Лес...ница ух...дила д...леко вниз, и там, внизу, у   п...дножия лестницы ра...кинулся город.   Башни и шпили города отр...жали со...нце и сл...пили глаза.

                                           По В.Губареву

Отредактируйте текст, избегая повторений, запишите в исправленном виде. (Самопроверка).

6.Задание № 6. Тестовая работа.

1.В каком предложении есть притяжательное местоимение?

1) Мой дом - моя крепость.

2) Не от мира сего.

3) Идти в такую даль.

4) Если не я, то кто?

2. В каком предложении есть возвратное местоимение?

1) Не в свои сани не садись.

2) Вам и не снилось.

3) Обратить на себя внимание.

4) Наша взяла!

3. В каком словосочетании  допущена грамматическая ошибка?

1) к нему       2) видеть его        3) ихние тетради      4) слушать её

4. В каком ряду местоимения пишутся через дефис?

1) кое(с)кем, где(то)

2) (для)нас, кто(нибудь)

3) как(то) (не)кому

4) (кое)кто, где(либо)

5. В каком варианте ответа  местоимение с частицей пишется слитно?

1) (ни)для кого,           2) (не)сколько        3) (ни)с чем        4) (ни)о чём

Самостоятельная проверка (сверимся с доской).

  1. Подведение итогов урока. Выводы.

- Что вы можете сказать об употреблении местоимений в устной и письменной речи?

Вот теперь мы наконец-то подошли ко дворцу Знаний, который нам всегда откроет двери.

     Ребята,  посмотрите в свои карты знаний и скажите, кто из вас выполнил положительно все задания и поучаствовал в решении большинства из них? Кто добрался до дворца Знаний с большим багажом? (дети анализируют свою работу на уроке).

- Хочу отметить активных учащихся…

8.  Выставление отметок (с анализом работы учащихся на уроке).

9. Домашнее задание. Повторить правила на правописание местоимений, подобрать 5 пословиц с разными по разряду местоимениями.

10.  Как вы чувствовали себя на уроке? Какое настроение осталось после урока?

11. Урок окончен. До свидания. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...