Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

 

Цели урока:

- формировать представления о морфемной модели слова;

- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется значение морфемной модели слова;

- выработать умение определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnaya_model_slova.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

МОРФЕМНАЯ МОДЕЛЬ СЛОВА

Цели урока:

- формировать представления о морфемной модели слова;

- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется значение морфемной модели слова;

- выработать умение определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова.

Ход  урока 

 - Приветствие! Мы продолжаем с вами изучать морфемику, морфемы. В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите + на полях тетради, если ошиблись – .

 И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте  рассказ-сообщение.

1. Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

а) фонетика; б) морфемика; в) орфоэпия; г) лексикология

2. Что изучает данный раздел?

а) звуки речи; б) алфавит; в) значимые части слова; г) произношение слов

3. Каким общим словом мы можем назвать все значимые части слова?

а) морфемы; б) орфограммы; в) транскрипция

4. Назовите все значимые части слова, которые вы знаете.

5. Главная значимая часть слова - это....

а) корень; б) приставка; в) основа; г) окончание

6. Может ли существовать слово без корня?

а) нет; б) да

7. Неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов - это.........

а) суффикс; б) приставка; в) основа

8. Неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов - это......

а) окончание; б) приставка; в) суффикс

9. Назовите изменяемую часть слова - ............

10. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком?

а) основа слова;  б) корень;  в) орфограмма

11. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. (приставка, корень, суффикс)

Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Морфемика».

Дополнительные вопросы:

1) какие морфемы являются формообразующими и почему? Приведите пример (с помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и то же слова. При этом ЛЗ не изменяется!!!!!);

2) какие морфемы являются словообразующими и почему? Приведите пример (приставки и суффиксы служат в языке для образования новых слов. Присоединяясь к слову, эти морфемы изменяют его ЛЗ!!!!!).

- Я надеюсь, что все справились с данным заданием. А теперь откройте свои тетради, запишите дату и классная работа. Тему урока пока не пишите, оставьте строчку пустой.

 Упражнение «Четвёртый лишний»      

            Счастливый, удачливый, бережливый, причудливый , (под сливой).

  - Обратите внимание на количество морфем. Почему в данном ряду оказалось лишнее слово? Легко ли вы это определили? 

-   Указав лишнее слово, вы определили, что оно не соответствует предложенной модели, морфемной модели. Именно о ней и пойдет речь на нашем уроке. Записываем тему урока. А что такое модель? Если мы затрудняемся дать определение слову, то куда мы можем обратиться? (словарь) Какой толковый словарь вы знаете? Находим в словаре Ожегова определение.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) сформировать представление о .......... слова;

2) выработать умение определять на основе .......... лексические и грамматические особенности слова.

- А сейчас задание:  прочитать материал учебника ( стр. 38). Выделите в тексте три части: 1) тезис (основная мысль); 2) доказательства; 3) вывод. Перескажите текст, сохраняя эту структуру.

 Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец  для построения слов определённой части речи , объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.

Распределительный диктант

            Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:

                                       -ист-ый                        -оват-ая                        -щик

Ветвистый, голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.

                   - Почему не выписали одно слово?  (Оно не соответствует моделям)

                   - На что указывают окончания в данных словах?    

- А сейчас  проведем небольшую физкультминутку. Но сделаем ее тематической. Я буду разбирать слова по составу. Если я разбираю правильно, вы -присели, если нет - стоите.  

Колосок, подставка, перелететь, выход, снежинка, прогулка.

- А сейчас я хочу предложить вам  одну интересную игру, называется она «Аукцион» . Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным в упр. 103 морфемным моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним. ( Вручаю медаль!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)

- Упр. 105. Подберите 2-3 слова к данным морфемным моделям.

    Поморфемное письмо (упр.104)

Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.    

        Исправить ошибки в поморфемной записи :

               Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а

  Самостоятельная работа( упр. 106) Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу (+ или -)

Рефлексия

 1) А теперь давайте сделаем вывод по уроку: что нового мы сегодня на уроке узнали? чему научились? какими новыми понятиями пополнилась наша копилка знаний? (морфемная модель, поморфемное письмо). наша с вами задача еще и запомнить их правильное написание, чтобы писать без ошибок.

2) Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

 Домашнее задание:

·         Повторить материал учебника; Упражнение 110

·         Дополнительно (по желанию) упр. 11

                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"

В конспекте урока на тему : "Родственные слова "  хорошо видно различие между родственными  и однокоренными словами....

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Урок разработан по УМК Львовых (5 класс) с использованием регионального компонента ("Отражение языковых контактов в топонимах Мурмана")....

Конспект урока по русскому языку " Связь слов в словосочетании"

Данный урок знакомит учеников с видами подчинительной связи в словосочетании. В урок включены разные виды работ: упражнения, кластер. Итогом урока является тест....

конспект урока по русскому языку "Правописание слов с приставками" 2 класс

Формировать у обучающихся умение писать приставки с буквой а....

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Цель урока: расширять знания об исконно русских и заимствованных словах, развивать навыки работы с толковым словарем; прививать интерес к изучению русского языка....

конспект урока по русскому языку "Состав слова. Закрепление."

Урок - закрепление по русскому языку "Состав слова. Повторение", 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...