Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"
план-конспект по русскому языку по теме

В конспекте урока на тему : "Родственные слова "  хорошо видно различие между родственными  и однокоренными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Родственные слова.

Цель: Различать   понятия родственные и однокоренные слова, закрепить их использование в речи детей на практическом материале.

 ЗАДАЧИ:

  1. Расширять словарный запас детей за счёт родственных и однокоренных слов
  2. Совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза.  
  3. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  4. Развивать внимание, память.
  5. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные тетради, снежинки с заданиями

       

Ход урока:

1  Орг. момент

 2.Повторение .        Много-много лет назад появилось на свете слово ЛЕС. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит : «Посадите меня , и я разростусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово  Лес и стало оно расти.  Вот какое дерево получилось! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели

Что они увидели? (что у всех у них есть одна общая часть)

И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. Что такое родственные слова? (  Родственные слова: это слова , имеющие одинаковый корень и одинаковое значение )

3.    Тема: Мы сегодня на занятии будем работать с родственными словами. А за словами мы пойдем в сказочный зимний лес.

 Возьмите синие снежинки, переверните, и вы увидите стихотворение.

                                     Проплясали по снегам

Вьюги и метели.

Воробьи снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

Кто знает лексическое значение слова снегурки?

Снегурки – это фигурные коньки. Снежинка одна на двоих, поэтому работать будем в паре с соседом по парте. Вам нужно  вместе найти все родственные слова в стихотворении и выделить корень.

А какие родственные слова можно еще подобрать? (снегопад, Снегурочка, снегири, подснежник)

Проверяем, назовите родственные слова и корень.

Называют слова, корень.

Умницы! А кто из вас был внимательным и заметил еще один секрет корня?

В корнях могут встречаться разные буквы.

 Правильно подметили. Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы Г и Ж заменяют друг друга. Такой процесс называется чередованием. В результате образуются варианты одного и того же слова.

На чем лучше путешевствовать, чтобы не потревожить покой лесных жителей?

В лес лучше отправиться на лыжах, они бесшумны.

Как лучше одеться для лыжной прогулки?

Почему?

Для активной прогулки нужно одеваться легко, потому что когда мы  будем двигаться, нам станет жарко.

Надеваем шапки, куртки,

Надеваем варежки,

Не забудем и про шарф,

Ведь мороз не маленький.

А теперь встали на лыжи и пошли в лес в гости к Зиме.

Физминутка  «Кабы не было зимы»

 

4. Слова с одинаковым  значением и разным корнем

Вдали увидели Зиму.

Решила  Зима  собрать своих родственников. Видятся родные не часто, письма писать разлюбили .Разослала  Зима пригласительные открытки. Собрались у Зимы родственники.

Зимушка с Зимородком беседуют . Зимовье с Зимним  на солнышке греются.  Холод на гармошке наигрывает.  Даже сам Мороз пожаловал. Вышла мудрая Зима на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужаков приметила. Велела им идти прочь в свои семьи.

Кто же  из них чужаки? (Холод,Мороз)

И завели   Холод с Морозом спор кто из них родственник Зимы? Спорят и не могут договориться. Предлагаю им помочь. Вы согласны, что слова  Мороз, Холод, Зима – родственные слова?

Как определить родственники они или нет? (выделить корень)

В тетрадь записывают   ЗИМА, ХОЛОД, МОРОЗ

Слова, близкие по значению, но с разным корнем не являются родственными. 

5 Подбор родственных слов

А чтобы Мороз и Холод не были одинокими, предлагаю найти им родственников. (Работа с карточками)

                         Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

                          Родственные смело подбери слова.

Каких родственников к этим словам вы подобрали?

Морозный,  холодный,  холодает,  морозец,  замородки,  холодильник, морозилка

Распределите слова в два столбика. В первый столбик родственные слова к слову «мороз», во второй столбик к слову «холод».

Обрадовались Мороз и Холод, помирились и полетели по своим делам

А мы поехали дальше

Физминутка

6  Слова с одинаковым корнем и разным лексическим значением

Ехали мы долго с горки на горку и встретили группу слов, они сидели на пеньке и спорили кто кому родственник

Давайте поможем им разобраться:

Гора, горевал, пригорок, горит, горный, пригорюнился, загорел, горе, выгорит.

Какая часть у слов общая?  (корень)

Эти слова родственные?(нет)

Почему ? (лексическое значение разное)

Распределим слова в 3 группы

Можно сделать вывод слова однокоренные, но не родственные

          Посмотрите как красиво  Как  в сказку попали.…  Когда так говорят?

Зимушка тоже приготовила для вас предложения, но разгулялась метель, и на месте предложений оказался большой сугроб. Поможем Зимушке?  

Вставьте пропущенные слова с тем же корнем , что у выделенных слов.

Скоро сказка ……,  да не скоро дело………. . Как вы понимаете это предложение?

Найдите родственные слова в предложениях и выделите корень.

(Самостоятельно определяют родственные слова и выделяют графически корень.)

Назовите однокоренные слова и корень.

 7. Составление текста с использованием родственных слов

Наш урок-сказка подходит к концу.  Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что не только раскрыли секреты родственных слов, но и научились ими пользоваться.

Давайте составим текст, отвечая на вопросы и запомним ответы, используя слова : лыжи, горнолыжный, лыжник, лыжня, лыжная.

Какой день? (Наступил выходной день)

Куда поехали ребята? (Ребята поехали на лыжную прогулку в лес)

Что надели ребята? (Ребята надели на себя лыжные костюмы)

Что прикрепили к ботинкам? (Прикрепили к ботинкам лыжи и покатили по лыжне)

Кто может повторить весь текст целиком.

8 Итог урока

       Какие слова называют родственными

А теперь возьмите в руки «термометры настроений» и покажите, какое настроение у вас после сегодняшнего урока. Если у вас на сердце радостно, поднимите сердечко вверх. Если  грустно опустите вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"

конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...

Конспект урока по русскому языку "Слово и слог"

Тема: Слово и слогТип урока: открытие нового знанияЦель: создание условий для формирования  умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;Планируемые ...