Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель урока: расширять знания об исконно русских и заимствованных словах, развивать навыки работы с толковым словарем; прививать интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskonno_russkie_i_zaimst._slova.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Исконно русские и заимствованные слова (2-й урок)
Цели: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
1) Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.
1) Все слова языка (лексика);
2) Слова, пришедшие в наш язык из других языков (заимствованные);
3) Слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) Слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы); 6) Cлова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);
7) Слова, употребляемые людьми одной профессии (профессионализмы).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение учебной статьи.
2. Беседа с учащимися.
— Какую часть лексики русского языка называют исконно русской?
— Какую часть лексики называют заимствованной?
— Какие слова называют заимствованными?
— Из каких языков слова пришли в русский язык?
— Из каких источников можно узнать о происхождении слов?
3. Обучение навыкам работы со словарем иностранных слов.
Найдите в словаре следующие слова: афиша, биография, вариант, галера, джинсы, табу, такса.
— Каково значение этих слов?
— Из каких языков они пришли в русский язык?
4. Работа с учебником.
3)Выполните упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и запись предложений.
Комментарии
Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.
Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.
3. Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
4. Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов.
2. Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами.
5. Наблюдение за особенностями произношения заимствованных слов.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Творческий диктант.
Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.
Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.
Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание.
5. Усвоение орфограммы «Удвоенные согласные в заимствованных словах». Распределительный диктант.
Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.
Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю.
Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.
Беседа с учащимися.
— Всегда ли нужно стремиться использовать заимствованные слова? Когда без них можно обойтись?
— К чему ведет злоупотребление заимствованными словами?
— Написание каких слов с орфограммой «Удвоенные согласные в заимствованных словах» вы сегодня запомнили?
— Как произносятся слова с удвоенной согласной?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник: § 25, упр. 126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова
Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Урок разработан по УМК Львовых (5 класс) с использованием регионального компонента ("Отражение языковых контактов в топонимах Мурмана")....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка; Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока "Исконно русские и заимствованные слова".Цели:О...
Конспект урока по теме "Исконно русские и заимствованные слова" (6 класс)
Как различать исконно русские и заимствованные слова? Конспект урока по данной теме. Предназначен для 6 класса.Автор разработки: Каменщикова Г.Г., г. Магнитогорск...