Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирха Светлана Владимировна

Цель урока: расширять знания об исконно русских и заимствованных словах, развивать навыки работы с толковым словарем; прививать интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskonno_russkie_i_zaimst._slova.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

 Исконно русские и заимствованные слова (2-й урок)

Цели: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1) Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

 1) Все слова языка (лексика);

2) Слова, пришедшие в наш язык из других языков (заимствованные);

3) Слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

4) Слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

5) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы); 6) Cлова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);

7) Слова, употребляемые людьми одной профессии (профессионализмы).

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 68).

2. Беседа с учащимися.

— Какую часть лексики русского языка называют исконно русской?

— Какую часть лексики называют заимствованной?

— Какие слова называют заимствованными?

— Из каких языков слова пришли в русский язык?

— Из каких источников можно узнать о происхождении слов?

3. Обучение навыкам работы со словарем иностранных слов.

Найдите в словаре следующие слова: афиша, биография, вариант, галера, джинсы, табу, такса.

— Каково значение этих слов?

— Из каких языков они пришли в русский язык?

4. Работа с учебником.

3)Выполните упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и запись предложений.

Комментарии

Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.

Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.

3.        Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

4.        Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

5. Наблюдение за особенностями произношения заимствованных слов. 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 Творческий диктант.

Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.

Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.

Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание.

5. Усвоение орфограммы «Удвоенные согласные в заимствованных словах». Распределительный диктант.

Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.

Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю.

Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Всегда ли нужно стремиться использовать заимствованные слова? Когда без них можно обойтись?

— К чему ведет злоупотребление заимствованными словами?

— Написание каких слов с орфограммой «Удвоенные согласные в заимствованных словах» вы сегодня запомнили?

— Как произносятся слова с удвоенной согласной?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник: § 25, упр. 126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Урок разработан по УМК Львовых (5 класс) с использованием регионального компонента ("Отражение языковых контактов в топонимах Мурмана")....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока "Исконно русские и заимствованные слова".Цели:О...

Конспект урока по теме "Исконно русские и заимствованные слова" (6 класс)

Как различать исконно русские и заимствованные слова? Конспект урока по данной теме. Предназначен для 6 класса.Автор разработки: Каменщикова Г.Г., г. Магнитогорск...