планирование спецкурса "Основы речевой деятельности учащихся"7класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
тематическое планирование 35часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Язык есть кусочек жизни людей», – заметил однажды известный русский лингвист Л.В. Щерба. Однако как трудно иногда складываются у человека отношения с языком, как непросто выстраивается общение с другими людьми. Наверное, правы те, кто утверждает, что нет ничего проще и вместе с тем сложнее, чем человеческое общение. С этим непростым делом – общением с другими людьми - связана жизнь каждого, кто живет в обществе.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений.
Таким образом, в соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Среди заданий экзамена в форме ЕГЭ или ГИА задание типа «С» вызывает наибольшие трудности у учащихся, но является достаточно важным. Оно ориентировано на анализ (интерпретацию) научно-популярного или публицистического текста и написание рецензии на него. Практика показывает, что умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо, чтобы не дать ввести себя в заблуждение, не затуманить свое сознание и не позволять манипулировать собой. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности курса.
Цели курса — сформировать у школьников коммуникативную компетенцию: познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями, развить все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо), помочь овладеть основами культуры речи, а также навыками самостоятельной работы с книгой.
Задачи изучения курса:
- дать представление о нормированной (кодифицированной) русской литературной речи;
- познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями, необходимыми для анализа готового высказывания (текста) и продуцирования собственного текста, дать понятие об основных моделях речевых жанров;
3) сформировать навыки работы с текстом (чтение, восприятие, анализ);
- научить построению законченных высказываний (текстов) определенных жанров в устной и письменной форме в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учетом стилевого единства текста;
- выработать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
6) сформировать навыки самостоятельной литературной и правописной правки текста.
Элективный курс, рассчитанный на 35 учебных часа (1 час в неделю) и предназначенный для учащихся 5-8 классов, реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, изобразительное искусство.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Основы речевой деятельности» для 5-11 классов О.В.Гордиенко. Курс основан на идее постепенного расширения представлений учащихся о речеведческой теории и практике речевой деятельности, поэтому основными блоками программы по каждому классу являются «Теория речи» и «Творческий практикум». Внутри каждого блока выделяются свои разделы, обязательные для каждого класса. В теории речи это общение и его виды, единицы и компоненты текста, типы речи, стили речи, речевые жанры и их модели, самостоятельная работа с книгой; в творческом практикуме — чтение, слушание, устная речь, письменная речь, совершенствование написанного; в каждом разделе сохраняется преемственность; понятия одного уровня разворачиваются в динамике. Курс дополнен разделом «Культура речи», содержание которого нацелено на формирование коммуникативной компетенции школьников и поможет учащимся усвоить основные правила русского речевого этикета как в устных, так и в письменных формах общения. Введены в содержание курса темы, способствующие формированию у учащихся умений создавать текст на основе прочитанного по определённой проблеме, что позволит подготовиться к написанию части С экзаменационной работы в форме ЕГЭ и ЕМЭ.
Основными принципами построения программы элективного курса являются:
— систематичность и непрерывность;
- интеллектуальное развитие учащихся (в программе учитывается последовательность мыслительных операций: анализ образцовых текстов, продуцирование собственных текстов, последующий анализ созданных текстов);
- развитие творческих способностей школьников;
— опора на модели речевых жанров.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию речи учащихся, а также их аналитической и познавательной деятельности.
Формы организации занятий – лекция, семинар, практикум, творческая работа, выступления с творческими работами. Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы деятельности учащихся.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с теорией и практикой речевой деятельности, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.
Содержание курса
VII класс
Теория речи
Общение, его виды: межличностное, групповое и массовое.
Формы речи: стихотворная речь и ее свойства (ритмический рисунок, рифма, ритм, звукопись), прозаическая речь.
Единицы и компоненты текста:
виды тем (тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение), зачин и концовка текста, понятие рамки в тексте (рассказ на основе услышанного, увиденного или прочитанного), эпиграф, соотношение эпиграфа с темой, основной мыслью (идеей).
Типы речи: модели текстов-описаний портрета человека и действий;
модели текстов-повествований необычной композиции;
модели текстов-рассуждений: рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, рассуждение-размышление, рассуждение опровержение; тезис и антитезис.
Речевые жанры и их модели: записные книжки писателей и литературные дневники, личные дневники.
Стили речи: публицистический стиль, его признаки: сфера употребления, цель, жанры (газетная заметка и ее виды: хроника, отклик, критическая заметка, полемическая заметка: очерк, критическая статья), языковые средства.
Тропы и фигуры речи: метонимия, синекдоха; градация.
Культура речи: Морфологические нормы языка; исправление грамматических ошибок в предложениях; основные формулы речевого этикета; этикетные формулы в общении по телефону.
Самостоятельная работа с книгой: назначение и структура научного аппарата учебника; составление логической схемы текста; работа с понятиями и терминами; работа с текстовыми и нетекстовыми материалами учебника (иллюстрации, карты, графики, таблицы, схемы и др.), работа со словарями и справочной литературой.
Чтение: интонационная разметка и выразительное чтение публицистического текста; работа с учебно-научными текстами; специальное чтение карт, графиков, диаграмм, схем, технических рисунков, чертежей.
Слушание: виды слушания: глобальное, детальное, критическое; отзыв об устном рассказе товарища с точки зрения точности, правильности речи, богатства выразительных средств.
Устная речь: пересказ юмористического и фантастического текстов; выборочный пересказ взаимосвязанных эпизодов; пересказ с собственными выводами; приемы подготовки небольшого доклада на научную тему, сообщение по заданной теме, рассуждение дискуссионного характера, жанр интервью.
Письменная речь: сжатое изложение содержания фильма или спектакля; изложение с заданием ввести в текст описание внешности, элементы характеристики действующих лиц; создание портретного очерка любимою учителя, характеристика литературного персонажа, написание юмористического рассказа на тему из школьной жизни, фантастического рассказа на тему современной науки и техники; написание газетной заметки, ведение личного дневника, сочинение об истории школы.
Совершенствование написанного: основные виды правки, редакторские знаки и переработка текста с их учетом, отсроченная проверка и правка текста.
Методическое обеспечение:
- Антонова Е. С. Методические рекомендации к рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5-6 классов. - М., 2000.
- Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
- Мещеряков В.Н. Учим начинать и заканчивать текст: Учебное пособие для учащихся старших классов, студентов филологов и учителей-словесников. - М.. 2004.
- Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, конспекты, рефераты. М.: ЮНВЕС, 2001.
- Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008.
- Риторика: 8 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных школ. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. Ладыженской Т. А.Изд. дом «С-инфо», Изд-во «Баллас ЛТД», 1998.
- Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: Ин-т образования взрослых совместно с «Тускарора», 1994.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-М.: ООО ТИД Русское слово- РС, 2005.
- Францман Е. К. Изложения с элементами сочинения: 5—9кл.: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2001.
Филиал №2 села Софиевка муниципального казённого общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы№4 села Золотарёвка
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ СОШ №4
_________ /Жихарева Н.М./ __________ /Кичан Н. М./ ________ /Свериденко Г.И./
Тематическое планирование элективного курса «Основы речевой деятельности» для 7класса
№ урока | Тема занятия | Формы и методы обучения |
1 | Введение. Общение и его виды. | Лекция. |
2 | Формы речи. Стихотворная речь и её свойства. | Беседа. Работа с текстами |
3 | Прозаическая речь. Морфологические нормы языка | Редактирование текстов |
4 | Основные формулы речевого этикета. Этикетные формулы в общении по телефону | Речевой практикум |
5 | Единицы и компоненты текста. Виды тем и их соотношение с эпиграфом и идеей. | Беседа. Работа с ученическими сочинениями |
6 | Типы речи. Основная мысль текста-рассуждения. | Беседа. Работа в группах с текстом |
7 | Стили речи. | Редактирование текста |
8 | Публицистический стиль и его признаки. | Практичекая работа |
9 | Выразительное чтение текста публицистического стиля. | Блиц-опрос. Практическая работа |
10 | Речевые жанры и их модели. | Беседа. Работа с текстом |
11 | Записные книжки писателей и литературные дневники как жанр. | Сообщение учащихся. Практикум. |
12 | Тропы и фигуры речи. | Семинар. |
13 | Тропы и фигуры речи. | Практикум |
14 | Самостоятельная работа с книгой (чтение карт, графиков, диаграмм, схем). | Работа в группах с текстом. |
15 | Модели текстов-описаний портрета человека и действий. | Беседа. Практическая работа |
16 | Изложение с заданием ввести в текст описание внешности. | Творческая работа |
17 | Совершенствование написанного. | Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников) |
18 | Модели текстов-повествований необычной композиции. | Работа с текстами |
19 | Пересказ фантастического или юмористического текста. | Практическая работа. |
20 | Способы сжатия текста. | Беседа. Анализ текстов |
21 | Сжатое изложение содержания фильма или спектакля. | Творческая работа |
22 | Приёмы подготовки доклада на научную тему. | Анализ журнальных статей |
23 | Научный доклад на заданную тему. | Сообщение учащихся. Работа с текстом. |
24 | Модель построения характеристика литературного героя. | Беседа. Анализ текстов |
25 | Публицистические жанры: заметка, интервью, очерк. | Групповая работа по анализу текста |
26 | Создание собственного произведения в публицистическом жанре. | Творческая работа |
27 | Правка и переработка текста. | Редактирование текста |
28 | Модели текстов - рассуждений. | Беседа. Анализ текстов |
29 | Модели текстов – рассуждений. | Практикум |
30 | Соотношение компонентов текста - рассуждения | Работа с текстом |
31 | Анализ языковых средств текста-рассуждения | Групповая работа по анализу текста |
32 | Речевые клише в тексте - рассуждении | Практикум |
33 | Рассуждение дискуссионного характера. Правила ведения дискуссии. | Речевой практикум |
34 | Устная дискуссия на морально-нравственную тему. | Круглый стол |
35 | Заключительный урок |
Разработка занятия элективного курса «Основы речевой деятельности»:
ТЕМА: «Основная мысль текста-рассуждения».
Цели: - обобщить и актуализировать теоретический материал по теме «Стили и типы речи»;
- сформировать умение находить в тексте-рассуждении тему и основную мысль, определять её художественную, эстетическую и философскую роль;
- закрепить умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать текст; делать анализ текста;
- воспитание активной жизненной позиции и умения отстаивать свою точку зрения
- развитие навыков творческого труда.
Рабочие материалы: карточки, текст, рекомендации «Как определить основную мысль текста».
Оборудование: магнитофон, диск с записями музыкальных произведений.
Оформление доски: термины, таблицы со схемы №1 и №2.
На доске написано: Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.
На доске закреплены таблички:
Схема №1
Основная мысль текста
О чем говорится Что говорится об этом
в тексте (тема) предмете («новое»)
Схема №2
Обобщенная схема текста-рассуждения
Основная мысль (тезис): О чем говорится Что говорится |
так как | так как | так как |
1 довод | 2 довод | 3 довод |
Иллюстрация (примеры) | Иллюстрация (примеры) | Иллюстрация (примеры) |
поэтому | поэтому | поэтому |
Вывод автора |
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
При подготовке к экзамену, в реальной жизни человек сталкивается с необходимостью уметь рецензировать текст, особенно преподносимый в средствах массовой информации, находить основную мысль текста, как это не банально звучит, но иметь свою точку зрения, не дать себя обмануть и ввести в заблуждение – это очень актуальный навык в современном мире.
Знать, как «изобретается» текст, как он создается, какие каноны, механизмы используются, - необходимо, но очень важно и самому научиться создавать текст. Мы с вами исследуем результаты авторской работы на этапах «изобретения». И прежде всего целью нашей аналитической деятельности является умение применять свои навыки в жизни, в профессиональной деятельности, а затем успешное написание рецензии на ЕГЭ. Написание рецензии (письменного критического разбора какого-либо произведения) – творческая работа, выполняя которую нужно уметь четко мыслить, подбирать аргументы, выбирать соответствующее композиционное решение, применять риторические и общие средства выразительности.
На прошлых занятиях курса мы обобщили знания о типах и стилях речи (краткий фронтальный опрос учащихся по данной теме), сегодня поговорим об основной мысли текста. Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы, прежде всего, должны определить тему текста и его основную мысль, так как именно она определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема).
Работа со схемой №1, представленной на доске, объяснение темы и ремы («новое») текста.
Знакомство с рекомендациями. (Начало)
1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
2. Удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении. Если в тезисе все-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить словами в прямом значении.
Устная тренировочная работа по карточкам в парах.
Учащиеся знакомятся со своим текстом, читают его вслух, им необходимо определить основную мысль микротекста и доказать свой ответ.
Карточка №1.
Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
Предполагаемый ответ ученика: - Места паломничества туристов в Лондоне расположены компактно – это «новое», что мы узнали из текста.
Карточка №2.
Примерно 25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.
Предполагаемый ответ ученика: 25% регулярных курильщиков могли бы прожить дольше – основная мысль текста очень актуальна для нашего поколения.
Карточка №3.
Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся низко над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.
Предполагаемый ответ ученика: - в этом тексте использованы слова в переносном значении «громадное серое облако», но затем дано объяснение, поэтому мы можем определить основную мысль: «Все гуляющие увидели стаю стрекоз». Согласно рекомендациям при формулировке основной мысли не желательно использовать слова в переносном значении, сравнения, метафоры.
Карточка №4.
В одно мгновение все кругом волшебным образом переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.
Предполагаемый ответ ученика: - данный текст связан с предыдущим одной темой, поэтому мы можем выразить основную мысль таким образом: «все волшебно переменилось»
Карточка №5.
Опасней всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде обрушилось 8000 камней, общим весом 4 тонны.
Предполагаемый ответ ученика: - Метеоритный дождь бывает очень интенсивным и опасным – это основная мысль.
5. Знакомство с рекомендациями (Продолжение)
3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его рему.
4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет новую грань основной мысли.
Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
Работа со схемой №2.
Анализ текста.
Текст.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.
«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.
Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».
Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!»
Как точно определил поэт назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. ( по Д. Кабалевскому)
Вопросы:
В каком стиле написан текст? Какой тип речи использовал автор? Обоснуйте свое мнение.
Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите свое мнение.
Какие доводы помогают раскрыть основную мысль в тексте?
В какой части текста представлена основная мысль? Заявлена ли она в начале текста? Докажите.
Составьте схему данного текста, опираясь на схему №2
Относится к музыке как к развлечению - это огромное заблуждение |
так как | так как | так как | так как |
Музыка делает людей лучше | Музыка высекает огонь из сердец | Музыка приносит людям утешение | Музыка пробуждает чувства добрые |
Музыка – могучее средство духовного обогащения |
8. Знакомство с рекомендациями (Окончание)
Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов.
В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.
Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта:
а) сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы , в заключении текста предъявляется основная мысль;
б) сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце формулируется основная мысль и, Возможно, проблема, поднимаемая, автором.
6. В тексте-рассуждении наряду с достаточно ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, иногда спорной по своему характеру. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова. Проблема может предъявляться в любой части текста, а может и отсутствовать – тогда ее формулирует читатель ( это особый авторский прием привлечения внимания читателя).
9. Продолжение анализа текста.
Вопросы:
Какую новую информацию вы получили из этого текста?
Согласны ли вы, что схема сделана правильно? Совпадает ли она со схемой №2? Возможны ли варианты схемы?
По индуктивному или дедуктивному методу идет ход доказательств?
Какая проблема поднимается в этом тексте?
10. Прослушивание музыкальных отрывков (Вивальди «Зима»,
П. И. Чайковский «Печальная песня»)
Беседа с классом о музыкальной теме данных произведений.
11. Домашнее задание написать отзыв или рецензию на текст
Д. Кабалевского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."
В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....
Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...
"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".
Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....
Развитие интеллектуально-речевой деятельности учащихся на уроках связной речи
В статье подчеркивается важность овладения школьниками интеллектуально-речевыми умениями как элементами культуры; отражаются основные задачи, решаемые на уроках развития связной реч...
Развитие видов речевой деятельности учащихся на основе УМК под редакцией С.И.Львовой
В работе рассматриваются возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для развития устной и письменной речи учащихся, а также для подготовки к экзамену....
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...