Развитие интеллектуально-речевой деятельности учащихся на уроках связной речи
статья по теме

Васильева Нина Феликсовна

 

  В статье подчеркивается важность овладения школьниками интеллектуально-речевыми умениями как элементами культуры; отражаются основные задачи, решаемые на уроках развития связной речи - это расширение культурного кругозора интереса к культурному наследию, истории родного города, формирование познавательного опыта учащихся.

  Предлагаются конкретные упражнения, которые развивают языковую интуицию ребенка, внимание к семантике, помогают сопоставить словесные, изобразительные и музыкальные образы.

  Весь материал статьи направлен на решение основной задачи уроков развития речи - не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление ученика к самовыражению через словесное творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие интеллектуально-речевой деятельности учащихся на уроках связной речи»

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 255 Васильевой Н.Ф.

Санкт-Петербург

2013

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Объем информации в современном мире растет необыкновенно быстро, и школа должна научить ученика находить необходимую информацию и работать с ней. Между тем Государственным стандартом общего образования подчеркивается необходимость овладения интеллектуально-речевыми умениями как элементами культуры. Поэтому на уроках развития связной речи мы решаем конкретные задачи: 

- расширять культурный кругозор;

- воспитывать интерес к культурному наследию, истории родного города;

- формировать познавательный опыт учащихся.

Большие возможности для развития интеллектуально-речевой деятельности детей представляют уроки-дискуссии, уроки-мастерские, занятия по русскому языку, экскурсии, различные виды творческих заданий.

Все это развивает у школьников способности к творчеству, способности к образному мышлению и способности к сопереживанию. Предлагаемые упражнения развивают языковую интуицию ребенка, внимание к семантике, помогают сопоставить словесные, изобразительные и музыкальные образы.

Упражнения

1. Изобразите в рисунках пословицы:

  • весна красна цветами, а осень – снопами;
  • любишь кататься, люби и саночки возить.

2. Прочитайте стихотворение. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Опишите реалистическую картину увиденного и образную, созданную автором:

                                               Осторожно ветер

                                               Из калитки вышел,

                                               Постучал в окошко,

                                               Поиграл немного

                                               Ветками черемух,

                                               Пожурил за что-то

                                               Воробьев знакомых.

                                               И, расправив бодро

                                               Молодые крылья,

                                               Полетел куда-то

                                               Вперегонку с пылью.

                                                                                  (М. Исаковский)

3. Попробуйте написать свою шуточную миниатюру о настроении человека о явлении природы как о живых существах, используя в своем тексте слова в переносном значении.

4. Послушайте «Времена года» П.И.Чайковского (включается запись). Напишите сочинение-миниатюру об осени по впечатлениям от услышанного.

5. Послушайте «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» (включается запись). Создайте словесную картину падающего снега.

6. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева (включается запись). Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.

В начале урока я использую метод проблемной беседы, активизирую внимание  и интерес учеников, а затем стараюсь разбудить поэтическое воображение детей. Вместе с ними анализирую стилистические особенности текстов, с тем чтобы уже сознательно использовать известные выразительные средства для создания поэтического образа.

Предложенные упражнения по развитию языковых способностей помогают ученикам ощутить эмоциональность родной речи, увидеть силу русского слова. Почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях компьютеризации общества.

Урок-подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям начинается со вступительного слова учителя, задающего эмоциональный настрой, например, так: 

 - Давайте отправимся в путешествие по этому великолепному, беспредельному, пышному царству природы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя.

Ребята пробуют свои силы в разных жанрах: юные художники создают свои первые настоящие полотна (и они действительно заслуживают внимания, часто это делается с помощью компьютерной графики), поэты пишут стихи. Вот, например, такой «шедевр» получился у Артема, ученика 6 класса:

 - О чем чирикаешь ты громко так, воробышек,

Как будто мало мыслей у тебя?

О том, что на дворе зима? и нету крошек?

Держи. И расскажи мне про себя.

 -  Мечтаю я, чтоб не попасться кошке,

Которая тут ходит по дорожке.

И чтоб зима закончилась скорее,

Весна бы приходила побыстрее.

А снег блестит сейчас, как камень в брошке.

У братьев тоже мысли о весне:

И будут у деревьев на ветвях сережки,

И будет хорошо тебе и мне!

Вокруг меня кружат снежинки-мошки,

А завтра будет солнышко в окошке.

И пусть там ходят по дорожкам кошки –

Я все же буду весело есть крошки!

Работая над развитием речи учащихся, я обращаюсь к произведениям искусства, расширяя границы уроков русского языка. Лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, мифов, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику народного искусства. Решить эти важные задачи помогают экскурсии по Петербургу и его пригородам (Пушкин, Павловск, Гатчина, Петродворец, Стрельна, Ораниенбаум, Выра и т.д.), в Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор. Эти экскурсии имеют большое значение для воспитания чувства прекрасного и для развития творческих речевых способностей учащихся, т. к. после каждой из них ребята пишут сочинения-миниатюры, сочинения в форме репортажа или интервью; рассказы на основе увиденного или услышанного; рассказы по личным наблюдениям. Дополнительно ученики получают задание написать работу, соблюдая определенный тип и стиль речи.

На уроках по развитию речи особенно важно учитывать знания детей, полученные из самых разнообразных источников (телевидение, жизненные впечатления, самостоятельное чтение, экскурсии). Современный урок немыслим без учета этих знаний – они делают его более ярким, интересным, образным, содержательным. Доказательством тому служат работы школьников, выполненные после проведения экскурсий на Пискаревское мемориальное кладбище.

27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, день, которого так ждали защитники великого города. Эта дата не может не прозвучать на наших уроках русского языка, уроках развития речи. После экскурсии на Пискаревское кладбище я прошу своих учеников побеседовать с ветеранами войны, блокадниками, бабушками и дедушками – живыми свидетелями тех страшных лет. Все эти материалы оформляются на альбомных листах, буклетах, альбомах с фотографиями. А потом дети пишут сочинения «Я хочу сказать ветерану войны, блокаднику...»

Особого внимания заслуживают уроки, посвященные речевому этикету.

Низкая культура общения волнует сегодня многих. Поэтому, начиная работу в 5 классе, я прежде всего изучила уровень навыков речевой культуры у учащихся (наблюдение, общение, срезовые работы и т. д.) В результате было спланировано изучение в течение года сведений по речевому этикету и культуре общения, кроме того, параллельно с уроками проводились внеклассные занятия по этической грамматике.

 Первым уроком стал «Урок знакомства». Одна из его целей – ознакомление с формулами и правилами речевого этикета в ситуации знакомства.

Вторым уроком по этой теме был урок на тему «Язык – важнейшее средство общения». На нем я познакомила школьников с такими понятиями, как «общение» (письменное и устное), «речевой этикет», «формулы речевого этикета», « речевая ситуация».

На последующих уроках учащиеся получили представление о средствах выражения вежливости в русском языке.

Приведу некоторые моменты урока по культуре речевого общения. Надо заметить, что в 5 классе я часто использую игровые элементы. А на уроках данного типа этот прием особенно полезен, т. к. дети легко «вживаются» в образ, становятся раскованными, чувствуют ситуацию и быстрее запоминают нужные формулы речевого этикета.

Ситуация 1. Извинение за беспокойство. (Используется компьютер)

Вам, наверное, приходилось слышать слова:

Извините, простите, позвольте, разрешите.

А знаете ли вы, когда они употребляются?

Выполните следующие задания:

А) Представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы и наберите на компьютере цифру, ей соответствующую:

1. Позовите Машу.

2.Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.

3.Здравствуйте! Извините, Маша дома?

А н а л и з    о т в е т о в:

Если ученик ответил 1, то на экране появляется сообщение: «Твоя просьба выражена невежливо, и тебе тоже могут ответить невежливо».

Если ученик ответил 2 или 3, то на экране появляется сообщение: «Твоя просьба выражена вежливо и наверняка будет выполнена. Конечно, можно извиниться за причиненное звонком беспокойство».

   

Б) Вы едете в переполненном автобусе и должны пробраться к выходу.

Наберите номер наиболее вежливой формы выражения просьбы:

1. Разрешите пройти.

2. Пропустите меня, я выхожу.

3. Извините, можно пройти?

А н а л и з   о т в е т о в:

Если ученик ответил 1 или 3, то выдается сообщение: «Твоя просьба выражена вежливо, а значит, она будет выполнена».

Если ученик ответил 2, то выдается сообщение: «Твоя просьба выражена невежливо, и ты можешь натолкнуться на грубость».

Ситуация 2. Извинение за поступок.

А) Вы, конечно, помните сказку «Три медведя», в которой говорится, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям? И помните, что в конце сказки приходят медведи и Машенька убегает?

А что бы могла сказать Маша медведям?

Выберите номер ответа, который Вам больше всего понравился.

1. Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.

2. Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.

3. Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.

А н а л и з   о т в е т о в:

Если ученик ответил 2, то появляется сообщение: «Вы правы, начинать разговор с медведями надо с извинения за то, что вошли в дом без спросу и хозяйничали там без разрешения».

Если ученик ответил 1 или 3, то появится сообщение: «Боюсь, что медведи еще больше рассердятся. Вы зашли без разрешения в чужой дом, нарушили в нем порядок и даже не извинились».

Б) Составьте и напишите на компьютере извинение каждому из медведей по схеме:

Извини(те) + обращение + за что?        

Прости(те) + обращение + за что?

Итак,

Медведь принимает твое извинение?

Медведица принимает твое извинение?

Мишутка принимает твое извинение?

В) Я надеюсь, что вы всегда будете извиняться, если поступите не совсем хорошо. Теперь вы знаете, как это можно делать.

   

Ситуация 3. Благодарность за подарок.

А) Вспомните следующие строки стихотворения К.Чуковского:

                                              Приходила к Мухе

                                              Бабушка-пчела,

                                              Мухе-Цокотухе

                                              Меду принесла.

Что бы Вы сделали с подарком?

Выберите номер подходящего ответа:

1. Вы ставите мед на стол для гостей.

2. Прячете мед подальше.

3. Перекладываете часть меда в красивую вазочку и ставите его на стол для гостей.

А н а л и з   о т в е т о в:

Если ученик ответил 1 или 3, то выдается сообщение: «Вы правильно поступили с подарком!»

Если ученик ответил 2, то выдается сообщение: «Боюсь, что среди Ваших гостей Вы можете прослыть невоспитанным человеком или жадиной».

 

Б) Наберите на компьютере  или запишите в тетрадь, как бы Вы стали благодарить бабушку-пчелу за подарок.

По-своему интересной и полезной может быть работа над так называемыми вымышленными, выдуманными рассказами, которые имеют большое значение для развития способностей школьников. Строятся они, как и рассказы на основе жизненного опыта учащихся, на событии из реальной жизни. Но здесь ученик не только опирается на личный опыт; он может домыслить то, что могло бы произойти. Поэтому выдумка в них занимает значительное место, а в связи с этим широко можно использовать компьютерные технологии.

Работа над вымышленными рассказами планируется следующим образом:

 - придумывание обрамлений к сочинениям;

 - составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу;

 - написание рассказа по сюжетной схеме.

Интересными в этом плане оказались работы учеников 6 класса на тему «Какой может быть школьная перемена».

В классе вместе с ребятами мы придумывали обрамления к рассказу, а дома они просили своих мам или бабушек поделиться воспоминаниями, как у них в школе проходили перемены; затем дети высказывали свое мнение о том, какой должна быть школьная перемена.

Вот пример совместно придуманного обрамления:

Начало рассказа:

Мы были с бабушкой дома. Я подсела к ней и попросила ее рассказать, как она со своими друзьями проводила школьные перемены. Бабушка улыбнулась и начала свой рассказ...

Конец рассказа:

Закончив рассказ, бабушка с грустью улыбнулась – приятно было вспомнить свою юность и школьные годы.

Дождь затих. Он тоже, наверное, слушал вместе со мной рассказ бабушки.

Таким образом, основная задача уроков развития речи – не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление ученика к самовыражению через словесное творчество, развивать в них врожденный дар слова. Конечно, для этого нужно сделать многое. Очень многое. Но главное – предоставить детям возможность свободно говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

«Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Описание методов и заданий, способствующих наиболее полному развитию творческих способностей учеников....

Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии

Формирование мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии....

Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ

Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...

Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии.

Исследовательские умения — это система интеллектуальных, практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Исследование может проводиться с целью получения новых зна...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...