Развитие видов речевой деятельности учащихся на основе УМК под редакцией С.И.Львовой
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Аннина Галина Сергеевна

В работе рассматриваются возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для развития устной и письменной речи учащихся, а также для подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Выступление и презентация137.44 КБ

Предварительный просмотр:

Вторая муниципальная научно-методическая конференция

«Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»

Секция «Методические проблемы изучения русского языка и литературы»

Развитие видов речевой деятельности учащихся на основе учебно-методического комплекта под редакцией С.И.Львовой

Аннина Галина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ села Верхний Кушум

План

I          Актуальность проблемы, цель, задачи.

II        Краткое описание УМК «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой.

III          1. Основная единица обучения – текст.

                2  Реализация культуроведческого аспекта.

                3. Роль УМК в подготовке к экзамену.

IV     Заключение.

1

I Актуальность проблемы, цель, задачи.

                Во всех нормативных документах последних лет подчёркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать), печатное слово (умение читать), грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умение говорить и писать).¹

                Раньше в центре внимания учителя на уроке русского языка находилось письмо – его содержательная и нормативная сторона. Нам казалось, что чем больше на уроке ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения родного языка. Однако при этом нарушался один из основных законов лингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи.

                Перед учащимися очень остро, особенно в последнее время стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Учителю необходимо вести работу по формированию и совершенствованию умений и навыков речевой деятельности учащихся, нужно раскрывать учащимся свойства и возможности всех единиц языка с помощью текста или на текстовой основе.²

                Цель данной работы – исследовать возможности учебно-методического комплекта по русскому языку  под редакцией Светланы Ивановны Львовой для развития речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.

                Предполагается решение следующих задач:

- доказать, что программа и УМК С.И.Львовой реализуют речевой аспект в изучении русского языка на основе внимания к тексту;

- доказать, что программа и УМК С.И.Львовой реализуют культуроведческий аспект в изучении русского языка;

- доказать, что работа по УМК С.И.Львовой – это один из способов успешной подготовки учащихся к экзаменам по русскому языку.

______________________________________________________________________

¹ Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы.

Дрофа. Москва. 2004. с.4

² Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И.Львова).

Москва: Мнемозина. 2009 с.4

2

II Краткое описание УМК «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой.

                Хорошим помощником в деле обучения учащихся различным видам речевой деятельности является Учебно-методический комплект под редакцией С.И.Львовой. Учебник отличается современным содержанием и помогает овладеть такими компетенциями, которые необходимы каждому современному человеку.

                В УМК входят учебник в двух частях, Приложение, в котором расположены справочные материалы: планы и образцы языкового разбора, различные виды словарей, репродукции картин известных русских художников. Есть ещё рабочие тетради.

                По словам С.И.Львовой, «комплект бережно хранит и развивает традиционную методику и в то же самое время имеет новаторский характер. В учебнике прежде всего реализуется деятельностно-системный подход: активное усвоение системы лингвистических знаний в процессе формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся, что развивает врождённое языковое чутьё и речемыслительные способности школьников».¹

                Направленность на всестороннее развитие личности ребёнка средствами предмета – вот отличительная особенность комплекта.

_____________________________________________________________________

¹Представляем книгу. Об учебно-методическом комплекте по русскому языку под ред. С.И.Львовой.

Москва «Мнемозина» 2007.

3

III. 1.Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой  заключается  в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.

                По данной программе работаю четвёртый год. Особенностью учебников, несомненно, являются яркие обложки и цветные иллюстрации. Но это внешний эффект. Главное – ориентация на речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами.

                Основной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом речевой деятельности на каждом уроке, который становится уроком развития речи – устной и письменной. Все разделы учебников С.Львовой снабжены текстами нравственно-этического содержания, имеющими важное воспитательное значение. Тексты современны, познавательны, интересны, поэтому учащиеся с удовольствием анализируют предлагаемые материалы.

                Приведём примеры текстов.

                5 класс – «Поющие деревья»

                6 класс – «Московский Кремль»

                7 класс – «Берестяные грамоты Новгорода»

                8 класс – текст о русском лингвисте А.А.Шахматове.

                Работая с учебно-научным текстом (то, что принято условно называть правилом), школьники учатся извлекать информацию, представленную в разнообразной форме: в виде связных текстов различных стилей, жанров и типов речи; в виде таблиц, схем, простого, сложного или тезисного планов; в виде словарных статей и даже в форме рисунков, в которых лингвистическая информация представлена в виде образов и символов. Получая сведения по языкознанию, учащиеся учатся логически мыслить, строить связные высказывания на определённую тему, усваивают грамотную речь.

                В учебники С.Львовой включён раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела, - это умение проводить смысловой  анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства. редактировать тексты.

                Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебниках предлагаются и другие виды работы: редактирование текста, работа с разными видами словарей, текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, средства связи предложений, микротемы). Причём эта работа начинается с 5 класса. Приведём примеры.

5 класс. Упражнение 508. Задание: 1) Спишите заголовки текстов, распределяя их по графам таблицы.

Заголовки, которые отражают тему текста.

Заголовки, которые отражают основную мысль текста.

                

4

Мы любим птиц. Птицы – наши друзья. Скворец. Берегите птиц. Нужно ли беречь птиц? Как построить скворечник. Весна. Птицы весной. Сады цветут. Весенняя радость. Скворцы прилетели. Весенние работы в саду. Весенний день год кормит. Весна пришла!.

2) Дополните перечень заголовков своими примерами.

8 класс. Упражнение 311. Задание: 1) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Проведите текстоведческий анализ: определите тему текста, основную мысль, озаглавьте его; установите, к какому типу речи он относится (или какие типы речи сочетаются в нём); укажите, какую функциональную разновидность языка представляет текст и какие языковые средства, характерные для неё, использованы.

                Много внимания уделяется работе по редактированию текстов. Учащиеся с I полугодия 5 класса знакомятся с условными знаками для обозначения ошибок в построении текста и используют их при выполнении упражнений по редактированию текстов.

Условный значок

Его значение

Z

Начало абзаца, красная строка

Z

Снять абзац

П

Неоправданный повтор слов, словосочетаний, однокоренных слов

М

Неправильное употребление местоимений

[ ]

Лишняя информация (снять)

~

Непоследовательность, отсутствие логической связи

2. Культуроведческий аспект – особенность УМК С.И.Львовой. Соединению задач развития речи и знакомства с культурой России отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, способствует эмоциональному и речевому развитию. Благодаря Приложению, учащиеся знакомятся с репродукциями картин В.Серова, И.Левитана, В.Васнецова, А.Лактионова и других русских художников, узнают о самих художниках, о музеях, где хранятся полотна. В учебниках есть прекрасные тексты – описания картин или словосочетания, которые могут  служить образцом описания изображённого на картине. Словари эпитетов, синонимов тоже оказывают неоценимую помощь учащимся.

                Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся, опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.

                Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение речью и включают в основном творческие

5

задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной, правильной и хорошей речи.

                Приведём примеры.

- Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…

- Составьте предложения на тему этой картины…

 - Почему художник изобразил именно эти предметы, пейзаж. фигуру, время года…

 - Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?..

 - Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображённых художником.

                Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное заранее самостоятельное сообщение о творчестве художника с описанием картины; не подготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на заранее заданную тему; дискуссия, ситуативный диалог, ролевая игра, интервью. Учащиеся с удовольствием выполняют все задания, носящие нетрадиционный характер, проявляют творческий подход.

                Интерес учащихся вызывают тексты, знакомящие с историческими местами России, искусством нашей страны, замечательными учёными-лингвистами. Такие тексты воспитывают нравственные качества, патриотизм, желание узнать больше о предмете разговора.

                

3.Нельзя не сказать и о том, какой богатый материал предоставляет УМК С.И.Львовой для подготовки учащихся к экзаменам по русскому языку.  Многочисленные упражнения по фонетике, словообразованию, морфемике, орфоэпии, лексике, орфографии и другим разделам лингвистики позволяют не только повторить теоретический материал. Но и отработать практические умения и навыки. Но в этой работе нас интересует использование возможностей учебника при подготовке к написанию изложения. Никакой из известных нам учебников не даёт такое количество текстов для подробного и (самое главное) сжатого изложения, как учебник С.Львовой. И это не только тексты, специально предназначенные для написания изложения, но и тексты с другими лингвистическими заданиями.

                        Приведём примеры.

5 класс. Упражнение 386. Изложение-миниатюра.

Задание. Прочитайте 5 главу рассказа Л.Андреева «Кусака». Письменно передайте содержание этого текста в 5-6 предложениях. Обдумайте, от каких подробностей придётся отказаться при написании сжатого изложения. Какое настроение, какую мысль обязательно нужно передать при пересказе?

                В 6 классе учащимся даётся понятие «микротема» и при подготовке к написанию сжатого изложения предлагается определить количество микротем в тексте (упр.195).

                В 7-8 классах учитель может познакомить учащихся с некоторыми приёмами компрессии текста, чтобы ещё больше усилить подготовку к экзамену в 9 классе. В нашей школе мы это делаем в 8 классе в курсе «Текстоведение» (1 час дан за счёт школьного компонента дополнительных уроков).

6

IV. Заключение.

Учебно-методический комплект под редакцией С.И.Львовой формирует интерес учащихся к предмету «Русский язык» разнообразными средствами, цель которых – приблизить речь к ребёнку, показать многообразие видов речевой деятельности, научить осознанно воспринимать и понимать речь, грамотно передавать собственные мысли. Всё это делает мир ребёнка богатым, многоцветным, интересным. Конечно, лучше всего о своём учебнике сказала автор – Светлана Ивановна Львова: «Основным действующим лицом становится ученик. Любой ребёнок при обучении по данной системе становится активным участником обучающего процесса: он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, проводит языковой анализ, сопоставляет и делает выводы, пробует в кратком виде сформулировать тезис, объяснить, в чём причина ошибки, всматривается в рисунок или картину и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету и т.п. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной речевой практике, в том числе и учебной».¹

_______________________________________________________________________

 ¹Представляем книгу. Об учебно-методическом комплекте по русскому языку под ред. С.И.Львовой.

Москва «Мнемозина» 2007.

Литература

1. Ларионова Л.Г. Подготовка к экзаменам: текстоведение (речеведение).

«Русский язык в школе» №5-6 2011 год.

2. Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы.

Дрофа. Москва. 2004. с.4

3. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И.Львова).

Москва: Мнемозина. 2009 с.4

4. Представляем книгу. Об учебно-методическом комплекте по русскому языку под ред. С.И.Львовой.

Москва «Мнемозина» 2007.

5. УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой. В 3-х частях.

Москва «Мнемозина» 2008

Интернет-ресурсы

http://sochi10.edusite.ru/

http://www.ippk.amur.ru/

http://pkipkro.perm.ru/Aprobac/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

Технология обучения аудированию как важному виду речевой деятельности учащихся.

 В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком проблеме понимания речи на слух придается большое значение.   В последние годы, ког...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...