Предложения с обобщающим словом при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_.zip | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Золотковская СОШ
Учитель русского языка и литературы
Иванова У.В.
Технологическая карта
Учебный предмет | Класс | Автор УМК | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Задачи |
Русский язык | 5 | Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012. Учебник: Ладыженская Т.А.. Русский язык 5 класс. – М.: Просвещение, 2012. | « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» | Урок ознакомление с новым материалом. | Деятельностная: организовать деятельность учащихся по формированию навыков нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём. Образовательная: Расширение понятийной базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов. | - организовать работу над освоением содержания правила и алгоритм его использования, формировать умения графически обозначать обобщающее слово, способствовать распознаванию предложениий с однородными членами при обобщающем слове; развивать языковую компетенцию (графическое обозначение орфограммы), все виды речевой деятельности; развивать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, способствовать развитию рефлексивных умений при осуществлении контроля и самоконтроля, познавательной активностиразвивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать, создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста -способствовать воспитанию интереса к русскому языку через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. |
Этап | Цель | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы |
УУД | |||||
Мотивация к деятельности . | Вызвать интерес к теме и создание ситуации успеха | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Организует повторение знаний, закрепление умений. Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года | Подготовка класса к работе. Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. | На доске магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Слайд со словами. |
Актуализация знаний. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий;
| Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) | Создает проблемную ситуацию -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)? - Составьте устно предложения, используя данные слова? - Что вызвало затруднение? - А теперь поставьте лишнее слово впереди группы? -Какой знак препинания вы поставите? - Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу? -Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.96 | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Проектируют деятельность по выходу из проблемной ситуации. | Учебник |
Выявление места и причины затруднения | Постановка целей учебной деятельности; Выявление затруднений. Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1. Предлагает понаблюдать над материалом (слайд с текстом) - Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему. 2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом текста. - Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. -Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 69. | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
. | Слайд с текстом. Наблюдение за материалом учебника; Выполнение упр. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Учитель организует физминутку. | 1.Работают с учебником (упр.210) в группе. Учащиеся подбирают и вставляют в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слов. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами. Выполняют упр.211 Учащиеся находя обобщающее слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слов. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами. 2. Работают в паре. Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. | Выполнение упр. Слайд со словами |
Контроль и коррекция знаний. | Выявить уровень усвоения материала и затруднения. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа): 1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. | Карточки с заданием для каждой группы. Слайды с картинками. Проверка по эталону (образцу) |
Рефлексия деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упр.212).
| Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы:
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. | Сигнальные карточки – тучки. |
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результатыуметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные: знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессоюзная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (пере числительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; знать схемы предложений с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие)
Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Текст.
Славу Спасского-Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. Всё перемешано в этом парке: липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Каждый звук: шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице
Хорош русский лес всегда: зимой и летом, осенью и весной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС...
Предложения с обобщающим словом при однородных членах
урок-"открытие" новых знаний...
Предложения с обобщающим словом при однородных членах. 8 класс. учебник С.Львовой
урок-"открытие" новых знаний...