Предложения с обобщающим словом при однородных членах
план-конспект урока (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ№7 г. Ртищево
Саратовской области Кирьяновой Л. Н.
УМК: Львовой С.И., В.В. Львова
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: «открытие» новых знаний
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Цели урока:
- деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
- содержательная: формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём, уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Загадывает загадки про обобщающие слова: Всезнайкой если хочешь стать, Учись предметы обобщать. Байдарка, баржа, ледокол. Ты слово общее нашёл? (Судно) | \ Учащиеся высказывают предположения, затем слушают учителя, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. «хочу» - учиться «надо»– много читать «могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью различных источников. | Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач(К11) Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Создает проблемную ситуацию. . | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами: Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года. Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме (П3), формулирование проблемы (П18); самостоятельное создание способов решения проблемы. Коммуникативные: формулирование собственного мнения(К5). Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме (Р9). Личностные: формирование границ собственного знания и незнания (Л 11). |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм : Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом 1.Найдите в предложении обобщающее слово. 3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1), использование знаково-символических средств (П2), построение речевого высказывания в в устной и письменной форме (П4). Осуществление смыслового чтения познавательного текста (П6). Коммуникативные: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет. (К7). Построение монологического высказывания (К12). Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи (Р1). Личностные: формирование границ собственного знания и незнания (Л11) |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Физминутка. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. | .Работают с учебником (упр.654) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2. Работают в паре, выполняя упр. 657 Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач (П4) Коммуникативные: Ориентировка на позицию партнера (К2) , учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К3,4), умение договариваться и приходить к общему решению(К6), владение диалогической формой( К13). Регулятивные: Адекватное восприятие оценки учителя (Р5), выполнение учебных действий (Р6). Личностные: формирование границ собственного знания и незнания (Л11), освоение основных моральных норм(Л12). |
5.Этап реализации построенного проекта. Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана. | Учащиеся заполняют предложенную учителем «слепой» кластер) Учитель заранее готовит «слепую» таблицу или кластер, заполнив её в зависимости от возможностей класса. Эта работа необходима, потому что пятиклассники самостоятельно ещё не смогут выполнить такую работу. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1). Коммуникативные: построение монологического высказывания (К12). Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме (Р9). Личностные: формирование ценностных и смысловых ориентиров на основе развития познавательных учебных мотивов (Л8,9) \ |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения | Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников. | Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе. | Познавательные: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П 14). Коммуникативные: Умение задавать вопросы (К8), контроль действий партнёра ( К9). использование речи для регуляции своего действия (К 10). |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа): 1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2.По картинкам, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. | Познавательные: использование знаково-символических средств (П2), построение речевого высказывания в письменной форме (П3). Самостоятельное создание способов решения проблемы(П19). Коммуникативные: Формулирование собственного мнения (К5). Регулятивные: учт правила в планировании и контроле способа решения (Р4). |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Организует исследование по упражнениям: 1.решите несколько пунктуационных задач; 2. обратите внимание на произношение предложений с обобщающими словами. | Решают пунктуационные задачи: расставляют знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Проводят наблюдения над интонацией предложений. | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач (П4), анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ( П 8). Коммуникативные: Формулирование собственного мнения (К5). Личностные: Развитие познавательных интересов (Л9). |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | Учитель осуществляет рефлексию путем приёма «Незаконченное предложение» | Учащиеся Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. | Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия (К1). Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов(Л9). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС...
Предложения с обобщающим словом при однородных членах. 8 класс. учебник С.Львовой
урок-"открытие" новых знаний...