Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кузьмина Елена Васильевна

Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Цели урока:

  1. Образовательная: научить пятиклассников находить обобщающие слова в предложениях соднородными членами предложения.
  2. Развивающая: сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях соднородными членами предложения.
  3. Воспитательная: исследовать проблемные ситуации, находить выход из создавшейся учебной ситуации.

Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)

Предметные: Научиться применять правило постановки двоеточия в предложении с однородными членами.

УУД: личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Познавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока:

1.Познакомиться с обобщающими словами; 
2. Уметь находить их в тексте;

3. Ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;

4. Использовать предложения с обобщающими словами в речи.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор

Образовательные технологии: технология развивающего обучения

Основные понятия: обобщающее слово, однородные члены предложения

Формы: индивидуальная, в парах, групповая

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.  Я рада вас всех видеть. Думаю, что урок проведём хорошо, узнаем  новое по русскому языку. Посмотрите на доску  и выберите тучку, которая соответствует вашему настроению.

Ш. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Астра, цветы, фиалки, роза

 2.Парта, стул, мебель, шкаф

3.Весна, время года, зима, осень

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?

- Составьте устно предложения, используя данные слова?

- Что вызвало затруднение?

- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?

-Какой знак препинания вы поставите?

- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.( Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

V. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Первичное закрепление

Посмотрите внимательно на  слайд. Какие предложения  здесь записаны:

1.Старшеклассники посадили яблони,  груши и черёмуху.

2. Ребята перекопали  между смородиной,  вишней и сливой.

3. В наш сад прилетают  снегири и дрозды,  воробьи и дятел.

Задание: Перепишите, подбирая обобщающее слово к однородным членам предложения,  поставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены как член предложения:

Работа в паре

(1.Старшеклассники посадили деревья: яблони, груши и черёмуху.

2. Ребята перекопали  между кустарниками: смородиной,  вишней, сливой.

3. В наш сад прилетают птицы: снегири и дрозды, воробьи и дятел.)

Возьмите маршрутный лист, который лежит  у вас на партах, проверьте знаки препинания при однородных членах, поставьте баллы.

Всё правильно, ставьте 3балла, есть 1 ошибка -2балла, 2 ошибки-1 балл, 3 ошибки-0 баллов.

Вторичное закрепление. Работа с учебником. Работа в группах.

-Упр.298. Начертите схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их как член предложения.

 (Ответ для проверки на обратной стороне доски)

Групповая работа:

Придумайте ко всем однородным членам обобщающие слова и заново перепишите, правильно расставляя знаки препинания. Начертите схемы предложений  с обобщающими словами.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

VI. Дифференцированная работа. Самостоятельная работа.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная творческая работа по составлению предложений ( по выбору ): составить 5 предложений.

1.Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.

2. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

3.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;

Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.

Творческий диктант. Вставить к имеющимся обобщающим словам однородные члены, расставить знаки препинания.

        Оглядись! Как прекрасна и величава родная земля!

Снег лежит всюду(на полях, на крышах, на деревьях). Всё увиденное ( река, дом, качели)- напомнило мне детство. Все (мама, папа, сестра)- радуются  зиме.

  1. Подведение итогов.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Какие ответы мы нашли?

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке  я научился…
  • Я могу похвалить себя за…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего было…
  •  IX.        Домашнее задание. Теория :§.21- правило; 1) упр.307; 2)Придумать 6-7 предложения с обобщающими словами: все, всюду, всё; 3)Написать сочинение- миниатюру  «Подготовка  к Новому году», используя предложения с обобщающими словами: все, всюду, всё.

Оценочный лист

Задания

Время

Баллы

1

Найти «четвёртое лишнее». Объяснить

3мин

2

Подобрать обобщающее слово,

6мин

3

Упр.298.Начертить схемы

5 мин

4

Творческая работа . По выбору

7 мин

5

Сравнить предложения .Найти соответствия.

4 мин

6

Рефлексия

1 мин

7

Оценочный лист

Задания

Время

Баллы

1

Найти «четвёртое лишнее». Объяснить

3мин

2

Подобрать обобщающее слово,

6мин

3

Упр.298.Начертить схемы

5 мин

4

Творческая работа . По выбору

7 мин

5

Сравнить предложения .Найти соответствия.

4 мин

6

Рефлексия

1 мин

7

Оценочный лист

Задания

Время

Баллы

1

Найти «четвёртое лишнее». Объяснить

3мин

2

Подобрать обобщающее слово,

6мин

3

Упр.298.Начертить схемы

5 мин

4

Творческая работа . По выбору

7 мин

5

Сравнить предложения .Найти соответствия.

4 мин

6

Рефлексия

1 мин

7

Самоанализ урока

Урок русского языка в 5А классе .Учитель: Кузьмина Е.В.

В классе 14 человек: 5 мальчиков, 9 девочек. Класс гуманитарный, средний по знаниям. Отношения  в классе друг с другом хорошие, дети спокойные, нацеленные на  учёбу, достаточно подготовленные для изучения русского языка в 5 классе. Умеют определять основу предложения. Большинство определяют второстепенные члены предложения. Учебная мотивация -100%

Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах». Тема новая для пятиклассников, но не первая в разделе «Синтаксис и пунктуация». Урок изучения новой темы после темы: «Однородные члены предложения».

Цели урока:

  1. Образовательная: научить пятиклассников находить обобщающие слова в предложениях соднородными членами предложения.
  2. Развивающая: сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
  3. Воспитательная: исследовать проблемные ситуации, находить выход из создавшейся учебной ситуации.

Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)

Предметные: Научиться применять правило постановки двоеточия в предложении с однородными членами.

УУД: личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Познавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Урок построен  в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Урок старлась сроить так , чтобы каждый  почувствовал себя  творцом. Работа на уроке началась с игры «Ручеёк», на данном этапе была проведена актуализация знаний об однородных членах предложения.  Стараась создать условия для мотивации. На этом этапе  создана проблемная ситуация. Тему и задачи урока  учащиеся определили сами, исходя из этой проблемной ситуации. Содержание учебного материала нацелено на  умение определять обобщающие слова при однородных членах предложения, подбирать обобщающие слова, строить предложения  с ними и чертить схемы при однородных членах, разбирать их.  Новое для  ребят: обобщающие слова могут находиться после однородных членов. Учатся находить соответствия между схемой и предложением. Содержание заданий  соответствует программе, УМК.

На разных этапах урока работа велась то в группах, в паре, индивидуально и фронтально, что было приемлемо для данных видов деятельности на уроке. Использован метод дидактической игры «Ручеёк» , эвристическая беседа, технология проблемного обучения.

Структура урока  соответствовала общей цели, возможностям класса. Индивидуализация и дифференциация осуществлялась через  выбор задания при вторичном закреплении темы: составить предложения с данными обобщающими словами, или по картине «Натюрморт» написать  сочинение- миниатюру с использованием обобщающего слова , или  придумать предложения по  предложенной картине со школьными принадлежностями. На этапе рефлексии  учащиеся выбирали соответствующие ответы по данному началу: -Сегодня на уроке  я научился…Я могу похвалить себя за…Больше всего мне понравилось…Труднее всего было…, что позволило определить уровень усвоения материала. Эмоциональное состояние учащихся определялось  по тучкам, которые  они выбрали в начале и в конце урока. Для самооценки у каждого был   оценочный лист. На уроке старалась создать  ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен и не боится  высказаться.

В ходе урока  я формировала у  учащихся :

-коммуникативные УУД (умение  организованно работать в группах)

-познавательные (выбирать нужную информацию)

-регулятивные УУД( умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, провести самооценку).


Отчёт

о проведённом месячнике русского языка и литературы

в 2016-2017 учебном году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.

В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....

Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".

Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...