Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Цели урока:
- Образовательная: научить пятиклассников находить обобщающие слова в предложениях соднородными членами предложения.
- Развивающая: сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях соднородными членами предложения.
- Воспитательная: исследовать проблемные ситуации, находить выход из создавшейся учебной ситуации.
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)
Предметные: Научиться применять правило постановки двоеточия в предложении с однородными членами.
УУД: личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
Познавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
1.Познакомиться с обобщающими словами;
2. Уметь находить их в тексте;
3. Ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
4. Использовать предложения с обобщающими словами в речи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор
Образовательные технологии: технология развивающего обучения
Основные понятия: обобщающее слово, однородные члены предложения
Формы: индивидуальная, в парах, групповая
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Думаю, что урок проведём хорошо, узнаем новое по русскому языку. Посмотрите на доску и выберите тучку, которая соответствует вашему настроению.
Ш. Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Астра, цветы, фиалки, роза
2.Парта, стул, мебель, шкаф
3.Весна, время года, зима, осень
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.( Какова же будет тема нашего урока?
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
V. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?
Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?
Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.
- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?
Первичное закрепление
Посмотрите внимательно на слайд. Какие предложения здесь записаны:
1.Старшеклассники посадили яблони, груши и черёмуху.
2. Ребята перекопали между смородиной, вишней и сливой.
3. В наш сад прилетают снегири и дрозды, воробьи и дятел.
Задание: Перепишите, подбирая обобщающее слово к однородным членам предложения, поставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены как член предложения:
Работа в паре
(1.Старшеклассники посадили деревья: яблони, груши и черёмуху.
2. Ребята перекопали между кустарниками: смородиной, вишней, сливой.
3. В наш сад прилетают птицы: снегири и дрозды, воробьи и дятел.)
Возьмите маршрутный лист, который лежит у вас на партах, проверьте знаки препинания при однородных членах, поставьте баллы.
Всё правильно, ставьте 3балла, есть 1 ошибка -2балла, 2 ошибки-1 балл, 3 ошибки-0 баллов.
Вторичное закрепление. Работа с учебником. Работа в группах.
-Упр.298. Начертите схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их как член предложения.
(Ответ для проверки на обратной стороне доски)
Групповая работа:
Придумайте ко всем однородным членам обобщающие слова и заново перепишите, правильно расставляя знаки препинания. Начертите схемы предложений с обобщающими словами.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
VI. Дифференцированная работа. Самостоятельная работа.
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная творческая работа по составлению предложений ( по выбору ): составить 5 предложений.
1.Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
2. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
3.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.
Творческий диктант. Вставить к имеющимся обобщающим словам однородные члены, расставить знаки препинания.
Оглядись! Как прекрасна и величава родная земля!
Снег лежит всюду(на полях, на крышах, на деревьях). Всё увиденное ( река, дом, качели)- напомнило мне детство. Все (мама, папа, сестра)- радуются зиме.
- Подведение итогов.
- Какая была тема урока?
- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)
- Какие ответы мы нашли?
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я научился…
- Я могу похвалить себя за…
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего было…
- IX. Домашнее задание. Теория :§.21- правило; 1) упр.307; 2)Придумать 6-7 предложения с обобщающими словами: все, всюду, всё; 3)Написать сочинение- миниатюру «Подготовка к Новому году», используя предложения с обобщающими словами: все, всюду, всё.
Оценочный лист
№ | Задания | Время | Баллы |
1 | Найти «четвёртое лишнее». Объяснить | 3мин | |
2 | Подобрать обобщающее слово, | 6мин | |
3 | Упр.298.Начертить схемы | 5 мин | |
4 | Творческая работа . По выбору | 7 мин | |
5 | Сравнить предложения .Найти соответствия. | 4 мин | |
6 | Рефлексия | 1 мин | |
7 |
Оценочный лист
№ | Задания | Время | Баллы |
1 | Найти «четвёртое лишнее». Объяснить | 3мин | |
2 | Подобрать обобщающее слово, | 6мин | |
3 | Упр.298.Начертить схемы | 5 мин | |
4 | Творческая работа . По выбору | 7 мин | |
5 | Сравнить предложения .Найти соответствия. | 4 мин | |
6 | Рефлексия | 1 мин | |
7 |
Оценочный лист
№ | Задания | Время | Баллы |
1 | Найти «четвёртое лишнее». Объяснить | 3мин | |
2 | Подобрать обобщающее слово, | 6мин | |
3 | Упр.298.Начертить схемы | 5 мин | |
4 | Творческая работа . По выбору | 7 мин | |
5 | Сравнить предложения .Найти соответствия. | 4 мин | |
6 | Рефлексия | 1 мин | |
7 |
Самоанализ урока
Урок русского языка в 5А классе .Учитель: Кузьмина Е.В.
В классе 14 человек: 5 мальчиков, 9 девочек. Класс гуманитарный, средний по знаниям. Отношения в классе друг с другом хорошие, дети спокойные, нацеленные на учёбу, достаточно подготовленные для изучения русского языка в 5 классе. Умеют определять основу предложения. Большинство определяют второстепенные члены предложения. Учебная мотивация -100%
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах». Тема новая для пятиклассников, но не первая в разделе «Синтаксис и пунктуация». Урок изучения новой темы после темы: «Однородные члены предложения».
Цели урока:
- Образовательная: научить пятиклассников находить обобщающие слова в предложениях соднородными членами предложения.
- Развивающая: сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
- Воспитательная: исследовать проблемные ситуации, находить выход из создавшейся учебной ситуации.
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)
Предметные: Научиться применять правило постановки двоеточия в предложении с однородными членами.
УУД: личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
Познавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Урок старлась сроить так , чтобы каждый почувствовал себя творцом. Работа на уроке началась с игры «Ручеёк», на данном этапе была проведена актуализация знаний об однородных членах предложения. Стараась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Тему и задачи урока учащиеся определили сами, исходя из этой проблемной ситуации. Содержание учебного материала нацелено на умение определять обобщающие слова при однородных членах предложения, подбирать обобщающие слова, строить предложения с ними и чертить схемы при однородных членах, разбирать их. Новое для ребят: обобщающие слова могут находиться после однородных членов. Учатся находить соответствия между схемой и предложением. Содержание заданий соответствует программе, УМК.
На разных этапах урока работа велась то в группах, в паре, индивидуально и фронтально, что было приемлемо для данных видов деятельности на уроке. Использован метод дидактической игры «Ручеёк» , эвристическая беседа, технология проблемного обучения.
Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса. Индивидуализация и дифференциация осуществлялась через выбор задания при вторичном закреплении темы: составить предложения с данными обобщающими словами, или по картине «Натюрморт» написать сочинение- миниатюру с использованием обобщающего слова , или придумать предложения по предложенной картине со школьными принадлежностями. На этапе рефлексии учащиеся выбирали соответствующие ответы по данному началу: -Сегодня на уроке я научился…Я могу похвалить себя за…Больше всего мне понравилось…Труднее всего было…, что позволило определить уровень усвоения материала. Эмоциональное состояние учащихся определялось по тучкам, которые они выбрали в начале и в конце урока. Для самооценки у каждого был оценочный лист. На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен и не боится высказаться.
В ходе урока я формировала у учащихся :
-коммуникативные УУД (умение организованно работать в группах)
-познавательные (выбирать нужную информацию)
-регулятивные УУД( умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, провести самооценку).
Отчёт
о проведённом месячнике русского языка и литературы
в 2016-2017 учебном году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....
Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012....
презентация к уроку коми языка "Обобщающее слово при однородных членах предложения"
презентация к уроку...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".
Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...