Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Стогова Ирина Николаевна

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.

Образовательная система "Школа 2100" реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, самостоятельно формулировать тему урока и ее задачи. Данная тема изучается в разделе: "Слово в предложении" (Повторение и углубление курса начальной школы).

Тип урока - урок открытия нового знания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщающие слова 5 класс.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

5 класс.

Учитель Стогова Ирина Николаевна.

Цели урока.

Познавательные:

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Практические:

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;

- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;

- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова.

  1. Оргмомент.
  2. Языковая разминка.
  1. Графический диктант.

Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:

1)        Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

2)        Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

  1. Зазнайство не возвышает, а унижает.
  2. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
  3. Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.

III. Актуализация изученного.

Опрос по теоретическому материалу.

-         Какие члены предложения называются однородными?

- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

- Каковы условия постановки запятой между однородными членами
предложения?

IV. Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

Возьмите раздаточный материал, который лежит  у вас на партах.

Прочитаем текст.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова

- Задание было одно? Да

- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось?  Чего мы пока не знаем? 

V. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Давайте проверим.

VI. Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.

. Откройте учебник на стр. 137. и в рамочке прочитаем правило.

- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …

VII. Развитие умений – применение нового знания.

1. Теперь давайте вернемся к нашему предложению и разберем его правильно.

2. Далее выполняем упр. 255.  Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать? Найти однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставить знаки препинания, обозначить графически однородные члены предложения. (первое устно, два последних – письменно)

Но чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.
  2. Определю, есть ли обобщающее слово.
  3. Выберу нужный знак препинания.

Посмотрите на первое предложение.

- Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которых на письме необходимо обозначить знаками препинания? (Есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «изучаются» и отвечают на один и тот же вопрос что? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловые отрезки -  однородные члены предложения).

- Определю, есть ли обобщающее слово. (Словосочетание учебные предметы имеет более общее значение, чем слова русский язык, литература, математика, биология, оно общее для всех этих слов.)

- После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить? (двоеточие)

Итак, у нас получился алгоритм наших действий, следующее предложение разбирайте самостоятельно устно.

Последнее письменно.

3. Творческая работа.

 Упр. 256. чтение задания. Что нужно сделать?

Самостоятельное выполнение. Затем проверка.

  1. Подведение итогов.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Какие ответы мы нашли?

  • Чему учились?
  • Что вызвало затруднения?

IX.        Домашнее задание. 1) С. 137 - правило; 2) упр. 257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

урок продолжает формирование навыка постановки знаков препинания              при однородных членах с обобщающим словом,  ...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Заключительный урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"...

Урок русского языка в 8 классе. Обобщающие слова при однородных членах

Урок на тему "Обобщающие слова при однородных членах" 8 класс...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....