«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Корбанова Оксана Васильевна

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема урока:  «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Цели урока:

Познавательные:

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Практические:

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении с ОЧ;

- развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;

-  развитие умения составлять схемы предложений с ОЧ и с обобщающими словами.

Развивающие:

  • развивающие:

- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

б) развитие умения анализировать, сравнивать,

обобщать и систематизировать предложенный

материал;

- формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;

      г) развитие памяти, воображения и речи учащихся;

д) формирование положительной мотивации учебной

деятельности.

 

Воспитательные:

- прививать интерес спорту и к олимпийскому движению в целом.

- воспитывать милосердие и сострадание к людям с ограниченными возможностями.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем и покажем себя с лучшей стороны.

Раздаю тетради. Запишите число, классная работа.

2. Актуализация изученного.

- Сначала повторим все, что мы знаем об ОЧП, а затем откроем для себя  новую и полезную информацию.

- 2 человека будут работать с карточками на местах (внимательно читайте задание и выполняйте прямо в карточке) – Бобров, Слава Ященко.

- 2 ученика пойдут выполнять задания на доске. – Слава Кутяков и Руслан Ежов.

Остальные работают со мной. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

Проверяем по цепочке. Читаем, указываем глав.чл.пр., ОЧП.

Повторяем признаки ОЧП.

Какие ОЧП были здесь представлены? Другие ЧП могут быть однородными?

О ЗП в пр-ях с ОЧ нам расскажут ребята, работавшие у доски.

1 уч-ся:

  1. Расставьте ЗП в схемах ОЧ: ____________________
  2. Составьте 1 предложение по любой схеме на тему «Спорт»

2 уч-ся:

  1. Подчеркните ОЧП. Расставьте недостающие ЗП. Какой частью речи они выражены?

Люблю кататься на катке
В расшитом блёстками платке!
Сиять улыбкой глаз и губ!
И выполнять тройной тулуп!
И задом ехать  и бочком!
Вращаться бешеным волчком!

3. Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова. (записаны на доске).

Спортивный инвентарь, мячи, скакалки, ракетки.

Смелость, человеческие качества, решимость, вдохновение.

Бегал, прыгал, отжимался, тренировался.

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь что-то лишнее? Почему?

Дети рассуждают, я подчеркиваю обобщ.слова.

- Сочетания «спортивный инвентарь», «человеческие качества», (присущие спортсменам – имеющим инвалидность. ), слово»тренировался» является общими для всех остальных слов в ряду, их значение шире. По другому – слова здесь соотносятся как род и вид. Род дает наименование целому классу предметов или действий, (признаков). 

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов?

- прочитайте материал на листах: Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Это тема нашего урока. Записываем в тетрадь: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах».

- Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди -  я устно, дети-записывают

В магазине продается  спортивный инвентарь  мячи, скакалки,  ракетки.

- С какой интонацией вы прочитали пр-е? А знаки препинания  поставили в этом предложении?

- Почему так получилось?  Чего мы пока не знаем? 

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь. Я важней, чем запятая Или точка с запятой,

Потому что я в два раза Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Давайте проверим.

 5. Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила..

Откройте учебник на стр.__. и прочитаем.

- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …схема в словарь

6. Развитие умений – применение нового знания.

1. Теперь давайте вернемся к нашему предложению и разберем его правильно. Нарисуем схему.

2. Далее выполняем упр. 203.  Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать? Найти однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставить знаки препинания, обозначить графически однородные члены предложения. (первое устно, два последних – письменно)

- Давайте вместе составим алгоритм наших действий.

Совместная выработка и запись алгоритма в словарь.

  1. Найду однородные члены.
  2. Узнаю, есть ли обобщающее слово.
  3. Поставлю  нужные знаки препинания.

Посмотрите на первое предложение.

- Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которых на письме необходимо обозначить знаками препинания? (Есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «водятся» и отвечают на один и тот же вопрос кто? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловые отрезки -  однородные члены предложения).

- Определю, есть ли обобщающее слово. (слово животные имеет более общее значение, чем слова волки, рыси, оно общее для всех этих слов.)

- После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить? (двоеточие)

Итак, у нас получился алгоритм наших действий, следующее предложение разбирайте самостоятельно.

  1. Подведение итогов.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Какие ответы мы нашли? Чему учились? Что вызвало затруднения?

  1. Домашнее задание. Упр 202           Оценки.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

  1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните ОЧП, обратите внимание, чем они выражены:

   Флаг, гимн, медали, огонь, талисманы и эмблема – главные символы Олимпиады. Право нести флаг олимпийского движения доверили Ивану Скобреву, Александру Третьякову и Евгению Плющенко. Эмблема паралимпийских игр символизирует Разум, Тело и Дух.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

2.Слова, которые являются общими для стоящих при них однородных членов, называются обобщающими.

Карточка 1. Вставьте буквы. Подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания.

Подул лё..кий ветерок проб..жал по всему саду и вскоре затих. Прил..тели птицы и наполнили лес своим пением. Склонились ветви деревьев спрятали молодые гри..ки.

Карточка 2. Вставьте буквы. Подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания.

В городском парке росли лилии розы тюльпаны. Девочка сняла башмачки стр..хнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку. Ры..ки столпились у стебля и живо перегрызли его зубами.

Resource id #5850

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.

В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....

Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС...