Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Н. Формановская
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных
Цели урока : развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь; воспитывать любовь к родному языку, родному слову; продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями;
Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей.
Правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Языковая норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ орфоэпические грамматические лексические орфографические и пунктуационные
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения. Ударение – выделение слога в слове. Произношение – воспроизведение звуков речи.
Произношение прилагательных [ шн ] [ ч ’ н ] Порядочный [ шн ] Копеечный Скучный Сердечный (друг) Пустячный [ ч ’ н ] Молочный Мозаичный Конечный Обычный Гречневый Очный
Ставь ударение правильно кУхонный мУскулИстый кружковОй ку [ п ’ э ] йный , но ку [ пэ ] нУжно слИвовый грУшевый двоЮродный зубчАтый красИвейший ску [ шн ] ый [ щы сь ль вый ]
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) вклЮчат 2) квартАл 3) донИзу 4) послалА
Грамматические нормы Морфологические (формообразование, словоизменение) Синтаксические (построение словосочетаний и предложений)
Трудные случаи употребления форм имен прилагательных Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень Сладкий хороший Слаще Более (менее) сладкий лучше Сладчайший Наисладчайший Наименее (наиболее) сладкий Лучший, самый лучший
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) по ихнему желанию 2) в две тысячи пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё
Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание.
В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ? Необходимо иметь целое представление о мире. Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию. Он вернулся с войны целый и невредимый. Я был готов любить целый мир.
В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ? Несколько раз в день он начищал свои сапоги до НЕТЕРПИМОГО блеска. НЕТЕРПИМОЕ отношение к окружающим мешает совместной работе в коллективе. Вечно раздраженная, НЕТЕРПИМАЯ к слабостям других людей, Людмила постоянно провоцировала конфликты. НЕТЕРПИМЫЙ к чужим мнениям, Алексеев с трудом шел на компромисс.
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Употребление имен прилагательных в речи.
Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...
Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...
Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".
Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...