Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Высоцкая Ольга Николаевна

Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит   анализу  текста, его интерпретации  и созданию авторского текста  на основе  данного. Он предназначен для обучающихся 9 класса, проявляющих интерес к изучению русского языка, желающих углубить  свои знания по этому предмету, расширить кругозор, повысить культурный уровень.

Этот элективный курс представляется особенно важным в условиях  итоговой аттестации в форме независимого оценивания, где в задании С 2 необходимо написать сочинение на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа элективного курса

«Обучение сочинению на основе данного текста»

Высоцкая О. Н., учитель русского языка и литературы.

Пояснительная записка

 Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Элективный курс «Обучение сочинению на основе данного текста» учит   анализу  текста, его интерпретации  и созданию авторского текста  на основе  данного. Он предназначен для обучающихся 9 класса, проявляющих интерес к изучению русского языка, желающих углубить  свои знания по этому предмету, расширить кругозор, повысить культурный уровень. Этот элективный курс будет полезен и тем школьникам, которые испытывают трудности в  написании сочинений: возможно,  традиционные формы преподавания не позволяют раскрыться их творческому потенциалу. Этот элективный курс представляется особенно важным в условиях  итоговой аттестации в форме независимого оценивания, где в задании С 2 необходимо написать сочинение на лингвистическую тему.

Цели:

  • углубление ранее полученных знаний  об основных элементах анализа текста;
  • выработка алгоритма анализа текста;
  • развитие навыков  написания сочинения  на основе данного текста.

Задачи:

  • повторение и углубление знаний учащихся о тексте как единице языка;
  • формирование умений создавать текст типа речи рассуждение с учетом основной  мысли  исходного   текста.
  •   научить способам анализа содержания предложенного текста; комментированию основных положений, обоснованию собственного мнения по поднятым проблемам;
  • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образного мышления
  • научить строить связный текст с учетом смысловой цельности, композиционной стройности, богатства и выразительности речевого оформления;
  • формирование умения выражать собственное мнение;

Планируемый результат.

Обучающиеся должны

знать

  • особенности художественного, публицистического, научного стилей речи,
  • изобразительно – выразительные средства языка,
  • типы речи,
  • типы ошибок и их разновидности,
  • специфику работы с публицистическим и художественным текстом,
  •  понятия: тезис,  аргумент,  вывод, основная мысль, ключевые слова.

                   Уметь

  • проводить   лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка,
  • определять тему, и микротемы текста, идею и основные положения, раскрывающие ее,
  • использовать  в сочинениях изобразительно - выразительные средства языка,
  • создавать сочинения на основе текста,
  • создавать отзывы о сочинениях  товарищей.

Тематический план

№ зан.

Тема

Кол – во часов

Форма проведения занятия

1-2

Анализ содержания данного текста

2

Лекция. Практическое занятие

3 - 12

Языковой анализ данного текста.

Создание сочинений.

9

Лекция. Семинар. Практическое занятие.

13 - 16

Классификация, анализ и коррекция ошибок в сочинениях.

4

Практическое занятие

17 -18

Итоговое сочинение и его анализ.

2

Самостоятельная работа. Круглый стол.

Программное содержание

Тема №1 Анализ содержания данного текста.

Систематизация знаний,  полученных ранее, углубление основных навыков:

  1.  умение определять тему и микротемы текста, идею и основные положения, раскрывающие ее.
  2. Комментирование основных положений текста. Развитие  умения выражать и аргументировать собственное мнение по затронутым автором вопросам.

Тема №2 Языковой анализ данного текста.  Создание сочинений.

                    3 – 4.   Углубление знаний об основных   средствах выразительности.

5 – 11. Особенности художественного, публицистического, научного стилей речи. Использование изобразительно – выразительных средств и стилистических ресурсов языка в собственных работах.

  • Описание, повествование, рассуждение в тексте, особенности языковых средств в них.
  • Стилистические упражнения.
  • Стилистический анализ текстов.
  • Написание сочинений на основе данного текста.

Тема №3. Классификация, анализ и коррекция ошибок в сочинениях.

                              12 -13. Типы и разновидности ошибок.

                              14 – 15. Анализ и коррекция ошибок  в ученических      сочинениях обучающихся.

Тема №4. Итоговое  сочинение и его анализ.

                              15 -16. Создание сочинений на основе данного текста.

                                     17.Создание отзывов (в устной или письменной форме) о сочинениях. Подведение итогов работы.

Литература.

  1. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям. М. , 2001 г.
  2. Мещеряков В. Н.  Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания.  Учебно – методическое пособие для студентов и учителей – словесников. М., «Просвещение», 1999 г.
  3. Пичугов Ю. С. Обучения сочинениям в старших классах.  Учебное пособие для учителей.. Москва. 1986 г.
  4. Розенталь Д. Э.  и др.  Русский язык для школьников  5- 9  классов. Путешествие в страну слов. М., 1995 г.
  5. Сочинение по русскому языку в старших классах. Методическое пособие для учителя. Воронеж, 2003 год.
  6. Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. Пособие для учителя. М.,1996 г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"

Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим совреме...

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...