Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит анализу текста, его интерпретации и созданию авторского текста на основе данного. Он предназначен для обучающихся 9 класса, проявляющих интерес к изучению русского языка, желающих углубить свои знания по этому предмету, расширить кругозор, повысить культурный уровень.
Этот элективный курс представляется особенно важным в условиях итоговой аттестации в форме независимого оценивания, где в задании С 2 необходимо написать сочинение на лингвистическую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа элективного курса
«Обучение сочинению на основе данного текста»
Высоцкая О. Н., учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Элективный курс «Обучение сочинению на основе данного текста» учит анализу текста, его интерпретации и созданию авторского текста на основе данного. Он предназначен для обучающихся 9 класса, проявляющих интерес к изучению русского языка, желающих углубить свои знания по этому предмету, расширить кругозор, повысить культурный уровень. Этот элективный курс будет полезен и тем школьникам, которые испытывают трудности в написании сочинений: возможно, традиционные формы преподавания не позволяют раскрыться их творческому потенциалу. Этот элективный курс представляется особенно важным в условиях итоговой аттестации в форме независимого оценивания, где в задании С 2 необходимо написать сочинение на лингвистическую тему.
Цели:
- углубление ранее полученных знаний об основных элементах анализа текста;
- выработка алгоритма анализа текста;
- развитие навыков написания сочинения на основе данного текста.
Задачи:
- повторение и углубление знаний учащихся о тексте как единице языка;
- формирование умений создавать текст типа речи рассуждение с учетом основной мысли исходного текста.
- научить способам анализа содержания предложенного текста; комментированию основных положений, обоснованию собственного мнения по поднятым проблемам;
- формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образного мышления
- научить строить связный текст с учетом смысловой цельности, композиционной стройности, богатства и выразительности речевого оформления;
- формирование умения выражать собственное мнение;
Планируемый результат.
Обучающиеся должны
знать
- особенности художественного, публицистического, научного стилей речи,
- изобразительно – выразительные средства языка,
- типы речи,
- типы ошибок и их разновидности,
- специфику работы с публицистическим и художественным текстом,
- понятия: тезис, аргумент, вывод, основная мысль, ключевые слова.
Уметь
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка,
- определять тему, и микротемы текста, идею и основные положения, раскрывающие ее,
- использовать в сочинениях изобразительно - выразительные средства языка,
- создавать сочинения на основе текста,
- создавать отзывы о сочинениях товарищей.
Тематический план
№ зан. | Тема | Кол – во часов | Форма проведения занятия |
1-2 | Анализ содержания данного текста | 2 | Лекция. Практическое занятие |
3 - 12 | Языковой анализ данного текста. Создание сочинений. | 9 | Лекция. Семинар. Практическое занятие. |
13 - 16 | Классификация, анализ и коррекция ошибок в сочинениях. | 4 | Практическое занятие |
17 -18 | Итоговое сочинение и его анализ. | 2 | Самостоятельная работа. Круглый стол. |
Программное содержание
Тема №1 Анализ содержания данного текста.
Систематизация знаний, полученных ранее, углубление основных навыков:
- умение определять тему и микротемы текста, идею и основные положения, раскрывающие ее.
- Комментирование основных положений текста. Развитие умения выражать и аргументировать собственное мнение по затронутым автором вопросам.
Тема №2 Языковой анализ данного текста. Создание сочинений.
3 – 4. Углубление знаний об основных средствах выразительности.
5 – 11. Особенности художественного, публицистического, научного стилей речи. Использование изобразительно – выразительных средств и стилистических ресурсов языка в собственных работах.
- Описание, повествование, рассуждение в тексте, особенности языковых средств в них.
- Стилистические упражнения.
- Стилистический анализ текстов.
- Написание сочинений на основе данного текста.
Тема №3. Классификация, анализ и коррекция ошибок в сочинениях.
12 -13. Типы и разновидности ошибок.
14 – 15. Анализ и коррекция ошибок в ученических сочинениях обучающихся.
Тема №4. Итоговое сочинение и его анализ.
15 -16. Создание сочинений на основе данного текста.
17.Создание отзывов (в устной или письменной форме) о сочинениях. Подведение итогов работы.
Литература.
- Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям. М. , 2001 г.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно – методическое пособие для студентов и учителей – словесников. М., «Просвещение», 1999 г.
- Пичугов Ю. С. Обучения сочинениям в старших классах. Учебное пособие для учителей.. Москва. 1986 г.
- Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5- 9 классов. Путешествие в страну слов. М., 1995 г.
- Сочинение по русскому языку в старших классах. Методическое пособие для учителя. Воронеж, 2003 год.
- Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. Пособие для учителя. М.,1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим совреме...
Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...