Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
рабочая программа (11 класс) по теме
Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс«Искусство устной и письменной речи» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку в 10-11 классах
«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Пояснительная записка.
Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного предмета:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного предмета:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств
языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
В работе используется следующая литература:
1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.
2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2014.
3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».
4) Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.
5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г.
6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический
материал
7)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
8)Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –
41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- wwwfipi.ru
- http://www.prosa.ru
- http://www.pritchi.nm.ru
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Вид урока | Дата |
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов) |
| |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция | |
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | лекция | |
3 | Выделение микротем в тексте | Практическая работа | |
4 | Лексические средства организации текста | Лекция | |
5 | Морфологические средства организации текста | Лекция | |
6 | Синтаксические средства организации текста | Лекция | |
7 | Стили речи | Тренировочный | |
8 | Типы речи | Тренировочный | |
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) |
| |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | Лекция | |
10 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | Практикум | |
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм | Практикум | |
12 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | Практикум | |
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись | Практикум | |
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | Практикум | |
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | Практикум | |
| Тема 3. Анализ текста. (3 часа) |
| |
18 | Содержание исходного текста | Лекция | |
19 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей | Практикум | |
20 | Рецензия. Эссе | Урок комплексного применения знаний | |
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов) |
| |
21 | Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. | Лекция | |
22 | Этапы выполнения задания с развернутым ответом. | Лекция | |
23 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. | Лекция | |
24 | Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. | Лекция, практикум | |
25 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | Лекция | |
26 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | Лекция | |
27 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | Практикум | |
28 | Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению. | Лекция, практикум | |
29 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | Практикум | |
30 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | Практикум | |
31 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения. | Практикум | |
32 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | Практикум | |
33-34 | Тренировочные сочинения. | Урок комплексного применения знаний |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Искусство устной и письменной речи»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией С.И.Львовой (2009г.)
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся»
Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Курс «Искусство устной и письменной речи» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 10 - 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Искусство устной и письменной речи» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель элективного курса
Совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Основные задачи курса
Образовательные:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;
- освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад).
Развивающие:
- развивать языковые компетенции старшеклассников, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
- повышать уровень культуры речи;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
- формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературе русского народа;
- формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Искусство устной и письменной речи» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию обучающихся при общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений оформления текстов разных жанров, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику речевого общения: владение различными видами монолога и диалога, соблюдение норм построения текста, адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
- изучение различных видов устного и письменного общения;
- анализ справочного материала разного стиля;
- ролевые и деловые игры;
- выполнение домашних заданий;
- пробное написание собственных вариантов текстов разных стилей и жанров;
- повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий:
- лекции, семинары, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающимся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса старшеклассники должны:
- получить возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
- научиться целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать её достоверность адекватно поставленной цели - освоить минимум основ языкознания;
- видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.
Обучающиеся должны знать:
- приёмы владения основными видами публичных выступлений (высказывание, дискуссия, полемика);
- историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
- способы речевого самоконтроля оценивать свою речь с точки зрения её правильности;
Обучающиеся должны уметь:
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст;
- обосновывать свою позицию с приведением аргументов;
- осуществлять осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
- Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
- Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
- Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
- Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
Содержание программы учебного курса
Виды речевой деятельности (5 час.)
Речь как деятельность. Фазы и виды речевой деятельности. Чтение как вид речевой деятельности. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.
Говорение как вид речевой деятельности. Виды высказывания. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечение внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т.п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (6 час.)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке, беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста. Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспект, план, реферат).
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, телефакс, электронная почта).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Сбор материала для письменного и устного высказывания (3 час.)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет-публикаций по теме. Чтение и составление конспектов, тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материалов по теме реферата.
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 час.)
Систематизация собранного материала. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приемы изложения. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста. Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логика и порядок мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Использование средств письма для точной передачи мысли: абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 час.)
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Оценка точности, чистоты, выразительности уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (5 час.)
Выразительность речи. Источники богатства и выразительности русской речи.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Стилистические фигуры и употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения.
Публичная защита реферата (3 час.)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка умения в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность, выразительность речи, соответствие языковым нормам, успешность взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы занятия | Тип занятия | Виды контроля | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. Речь как деятельность. Чтение как вид речевой деятельности. | Лекция с элементами беседы | Анализ текста | ||
2 | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. | Беседа | Анализ текста | ||
3 | Говорение как вид речевой деятельности. | Лекция | Составление диалога | ||
4-5 | Письмо как вид речевой деятельности. Культура письма. | Лекция | Написание писем | ||
6 | Особенности устной речи. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний. | Лекция с элементами беседы | Подготовка устного сообщения | ||
7 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. | Урок контроля | Защита сообщений | ||
8 | Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства. | Лекция с элементами беседы | Подготовка устного сообщения | ||
9 | Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. | Занятие - наблюдение | Написание делового письма | ||
10 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. | Лекция с элементами беседы | Написание рецензии | ||
11 | Речевая культура письменного общения | Деловая игра | Написание «эсэмэсок» | ||
12 | Выбор темы реферата и обдумывание основной мысли. Сбор и систематизация материала. | Практикум | Выполнение практических заданий | ||
13 | Чтение и составление конспектов, тезисов, аннотаций. | Практикум | Написание тезисов | ||
14 | Способы цитирования прочитанной и прослушанной информации. | Практикум | Выполнение практических заданий | ||
15-16 | Систематизация собранного материала. Композиция высказывания: вступление, главная часть, заключение. | Практикум | Наблюдение и анализ текстов | ||
17 | Смысловые части письменного текста и абзац. Способы связи частей текста и предложений. | Практикум | Наблюдение и анализ текстов | ||
18 | Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. | Лекция | Написание тезисов | ||
19 | Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности. | Практикум | Выполнение практических заданий | ||
20 | Использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи. | Игра | Выполнение практических заданий | ||
21 | Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. | Лекция с элементами заданий | Конспект лекции | ||
22-23 | Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. | Практикум | Анализ текста | ||
24-25 | Языковая норма и её признаки. Виды норм литературного языка. Нормативные словари и справочники. | Лекция с элементами беседы | Наблюдение и анализ текстов | ||
26 | Использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения. | Игра | Выполнение практических заданий | ||
27-28 | Выразительность речи. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. | Лекция с элементами беседы | Создание авторского текста | ||
29 | Стилистические фигуры и употребление их в устной речи. | Практикум | Устное выступление | ||
30-31 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения. | Практикум | Выполнение практических заданий | ||
32 | Подготовка и защита реферата. | Урок контроля | Защита реферата | ||
33-34 | Контрольная работа в форме эссе в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов. | Урок контроля | Написание эссе |
Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся
Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (самостоятельные работы; письменный и устный анализ творческих работ, практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно);
- итоговый (контрольная работа в форме эссе в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); защита реферата.
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Учебно-тематические средства обучения
Используемый учебно-методический комплект
Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. М. «Мнемозина». 2009г.
Список литературы для учителя
1. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. М. 1989г.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М. 1998г.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991г.
4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М. 1995г.
Список литературы для обучающихся
1. Вагаков Д. Риторика. М. 2001г.
2. Барашков В.Ф. Как у вас говорят? Л. 1986г.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. М. 1992г.
5. Ожегов А.А. Словарь русского языка. Изд. 2. М. 1973г.
4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991г.
6.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. 1975г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...
УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ
Материал представляет собой разработку тематического планирования,технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использова...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов нап...
Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...