Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"
элективный курс по обществознанию (8 класс) по теме
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. В настоящее время взаимоотношения гражданина России с государством и обществом выходят на новый уровень. Граждане получили больше возможностей реализовывать себя в различных сферах общественной жизни, но в то же время возросла и ответственность за свою деятельность. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Современные ценностные ориентиры общества находят выражение в Конституции РФ. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан. В связи с этим весьма актуальным является детальное изучение Конституции РФ в рамках курса «Основы конституционного строя РФ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. В настоящее время взаимоотношения гражданина России с государством и обществом выходят на новый уровень. Граждане получили больше возможностей реализовывать себя в различных сферах общественной жизни, но в то же время возросла и ответственность за свою деятельность. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Современные ценностные ориентиры общества находят выражение в Конституции РФ. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.
В связи с этим весьма актуальным является детальное изучение Конституции РФ в рамках курса «Основы конституционного строя РФ». Данный курс предполагает теоретическое и практическое изучение основных положений Конституции РФ. В основной школе, на мой взгляд, выделяется недостаточное количество часов на изучение основного закона государства. Учащиеся поверхностно знакомятся с Конституцией РФ, и потому имеют смутные представления о многих положениях данного нормативного акта. Это не может не сказаться на подготовке учащихся к новой форме аттестации, где не так уж и мало вопросов, направленных на проверку знаний выпускников основ конституционного строя РФ. Также изучение данного курса способствует воспитанию и формированию нового поколения граждан с активной гражданской позицией и развитой правовой культурой.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089) и рассчитана согласно графику школы на 34 учебных часа на этапе основного общего образования (из расчета 1 час в неделю в VIII или IX классе).
Цель курса – углубленное изучение основ конституционного строя РФ, организации публичной власти, конституционного статуса личности, форм государственно-территориального устройства, систем государственных органов и органов местного самоуправления.
Задачи курса:
Детальное изучение Конституции РФ.
Формирование у обучаемых комплекса знаний об основах конституционного строя РФ, правах и обязанностях человека и гражданина, о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации.
Обеспечение понимания ценности прав и свобод человека и гражданина, знание конституционных средств и механизмов их обеспечения и защиты.
Формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
Воспитание гражданина демократического государства.
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.
С учетом того, что курс «Основы конституционного строя РФ» согласно данной программе предусмотрен для учащихся 8-9 классов, т.е. когда учащиеся еще недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями конституционного права, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата. Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учащегося. Поэтому программа включает не только теоретические аспекты конституционного права, но также и вопросы, касающиеся проблем обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств. Особое внимание в программе сосредоточено на таких темах, как «Конституция РФ – основной закон государства», «Основные черты конституционного строя РФ», «Гражданство Российской Федерации», «Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации».
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, практические и самостоятельные работы обучаемых. Следует отметить, что практические работы направлены на самостоятельное изучение учащимися Конституции РФ и других нормативных актов. С целью активизации познавательных возможностей учащихся при изучении курса программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения (прежде всего Интернет-ресурсов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Лабораторные, практические работы, работы по развитию речи | Контрольные работы | |||
1 | Конституция РФ – основной закон государства | 3 | 1 | |
2 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 4 | ||
3 | Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации | 2 | ||
4 | Гражданство Российской Федерации | 4 | 1 | |
5 | Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации | 4 | 1 | |
6 | Федеративное устройство России | 4 | ||
7 | Президент Российской Федерации | 3 | 1 | |
8 | Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации | 2 | 1 | |
9 | Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации | 2 | ||
10 | Конституционный Суд Российской Федерации | 2 | 1 | |
11 | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 2 | ||
12 | Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации | 2 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Тема 1. Конституция РФ – основной закон государства – 3 ч.
Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития России. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конституционная реформа. Проекты Конституции РФ (1990-1993 гг.). Особенности структуры и содержания Конституции РФ 1993 г. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок.
Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации – 4 ч.
Понятие конституционного строя и его основ. Основные черты конституционного строя РФ. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Демократическое государство. Суверенитет народа. Государственный суверенитет. Федеративное государство. Республиканская форма правления. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Осуществление государственной власти и разделение властей. Экономические основы конституционного строя. Идеологическое и политическое многообразие. Разграничение государственной власти и местного самоуправления. Власть в Российской Федерации: содержание и формы проявления. Конституционные характеристики российского государства. Конституционно-правовые основы политического плюрализма и статуса общественных объединений в РФ.
Тема 3. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации – 2 ч.
Общая характеристика непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации. Референдум: теория и практика России. Система выборных органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Тема 4. Гражданство Российской Федерации – 4 ч.
Принципы гражданства РФ. Способы и порядок приобретения гражданства РФ. Способы и порядок прекращения гражданства РФ. Гражданство детей. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
Тема 5. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации – 4 ч.
Принципы конституционного статуса личности в РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ.
Тема 6. Федеративное устройство России – 4 ч.
Этапы федеративного развития России. Принцип федерализма в России. Конституционно-правовые характеристики и особенности России как федеративного государства. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации. Компетенция РФ и ее субъектов. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов и обеспечение сочетания общегосударственных и региональных интересов в Российской Федерации. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в РФ.
Тема 7. Президент Российской Федерации – 3 ч.
Природа института Президента РФ. Место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ. Конституционно-правовой статус Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ: назначение, виды, юридическая сила. Организация деятельности Президента РФ. Администрация Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.
Тема 8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – 2 ч.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.
Тема 9. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации – 2 ч.
Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти РФ. Конституционные основы статуса Правительства РФ. Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ.
Тема 10. Конституционный Суд Российской Федерации – 2 ч.
Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Статус судьи Конституционного Суда РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ.
Тема 11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации – 2 ч.
Органы государственной власти субъектов РФ: виды, общая характеристика. Органы законодательной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Тема 12. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации – 2 ч.
Местное самоуправление в РФ: назначение и основные функции. Система местного самоуправления в РФ. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии и ответственность местного самоуправления.
Итоговое повторение и обобщение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
основы конституционного строя РФ;
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;
систему органов государства и конституционные принципы их организации и деятельности;
конституционно-правовые основы организации и осуществления местного самоуправления;
Уметь:
характеризовать основные черты конституционного строя России;
правильно толковать нормы конституционного права;
приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений;
оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Примечание |
Тема 1. Конституция РФ – основной закон государства. | |||
1-2 | Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития России. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конституционная реформа. Проекты Конституции РФ (1990-1993 гг.). | Конституция Российской Федерации. | |
3 | Особенности структуры и содержания Конституции РФ 1993 г. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. | Практическая работа. Конституция РФ. | |
Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации | |||
4-5 | Понятие конституционного строя и его основ. Основные черты конституционного строя РФ. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Демократическое государство. Суверенитет народа. Государственный суверенитет. Федеративное государство. Республиканская форма правления. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Осуществление государственной власти и разделение властей. Экономические основы конституционного строя. Идеологическое и политическое многообразие. Разграничение государственной власти и местного самоуправления. | Схема «Основы конституционного строя РФ». | |
6-7 | Власть в Российской Федерации: содержание и формы проявления. Конституционные характеристики российского государства. Конституционно-правовые основы политического плюрализма и статуса общественных объединений в РФ. | ||
Тема 3. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации | |||
8-9 | Общая характеристика непосредственной и представительной демократии в Российской Федерации. Референдум: теория и практика России. Система выборных органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. | Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | |
Тема 4. Гражданство Российской Федерации | |||
10-11 | Принципы гражданства РФ. Способы и порядок приобретения гражданства РФ. Способы и порядок прекращения гражданства РФ. | Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (действующая редакция) | |
12 | Гражданство детей. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. | Практическая работа. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ | |
13 | Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ. | Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | |
Тема 5. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации | |||
14 | Принципы конституционного статуса личности в РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | Практическая работа. Конституция Российской Федерации гл. 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. | |
15-16 | Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. | Таблица «Виды прав и свобод человека и гражданина» Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. | |
17 | Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ. | Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» | |
Тема 6. Федеративное устройство России | |||
18-19 | Этапы федеративного развития России. Принцип федерализма в России. Конституционно-правовые характеристики и особенности России как федеративного государства. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации. Компетенция РФ и ее субъектов. | Таблица « Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации» | |
20 | Формы взаимодействия РФ и ее субъектов и обеспечение сочетания общегосударственных и региональных интересов в Российской Федерации. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. | ||
21 | Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в РФ. | ||
Тема 7. Президент Российской Федерации | |||
22 | Природа института Президента РФ. Место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ. Конституционно-правовой статус Президента РФ. | Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации» | |
23-24 | Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ: назначение, виды, юридическая сила. Организация деятельности Президента РФ. Администрация Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ. | Практическая работа. Конституция РФ гл. 4. | |
Тема 8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации | |||
25 | Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ. | Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" | |
26 | Компетенция Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс в Федеральном Собрании. | Практическая работа. Конституция РФ гл. 5. | |
Тема 9. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации | |||
27-28 | Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти РФ. Конституционные основы статуса Правительства РФ. Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ. | ||
Тема 10. Конституционный Суд Российской Федерации | |||
29 | Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. | Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.) | |
30 | Статус судьи Конституционного Суда РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ. | Практическая работа. Конституция РФ гл.7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». | |
Тема 11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | |||
31 | Органы государственной власти субъектов РФ: виды, общая характеристика. Органы законодательной власти субъектов РФ. | ||
32 | Органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. | ||
Тема 12. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации | |||
33 | Местное самоуправление в РФ: назначение и основные функции. Система местного самоуправления в РФ. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии и ответственность местного самоуправления | Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" | |
34 | Итоговое повторение и обобщение. | Тест. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ
1. Высшим и непосредственным выражением власти народа является
а) Президент Российской Федерации;
б) Государственная Дума Российской Федерации;
в) референдум, свободные выборы;
г) нет правильного ответа.
2. Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:
а) Правительство Российской Федерации;
б) Федеральное Собрание Российской Федерации;
в) Конституционный Суд Российской Федерации;
г) Президент Российской Федерации.
3. К задачам Правительства Российской Федерации относятся:
а) забота о финансах страны;
б) утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения;
в) назначение и отстранение от должности председателя Центрального банка РФ;
г) утверждение законов Российской Федерации.
4. Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?
а) министр обороны;
б) начальник Генерального штаба;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления
а) входят в систему органов государственной власти Российской Федерации;
б) входят в систему органов государственной власти Удмуртской Республики;
в) самостоятельны;
г) нет правильного ответа.
6. Отлагательное вето, т.е. право вернуть принятый Федеральным Собранием закон для повторного рассмотрения, принадлежит:
а) Президенту РФ;
б) премьер – министру РФ;
в) Генеральному прокурору РФ;
г) председателю Конституционного Суда РФ.
7. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом России:
а) по разрешению экономических вопросов;
б) по разрешению дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ;
в) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, попадающим в сферу общей юрисдикции;
г) нет правильного ответа
8. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и
а) уставом республики;
б) конституцией республики;
в) федеральным законом;
г) нет правильного ответа.
9. В Российской Федерации признается
а) идеология ведущей политической партии;
б) государственная идеология;
в) идеологическое многообразие;
г) нет правильного ответа.
10. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности
а) с 21 года;
б) с 14 лет;
в) с 18 лет;
г) нет правильного ответа.
11. Слово «Конституция» образовано от латинского constitution, что означает:
а) согласие
б) система взглядов
в) установление, устройство
г) правила
12.Органы местного самоуправления в РФ:
а) решают вопросы местного значения;
б) решают вопросы федерального бюджета;
в) принимают местные законы;
г) организуют проведение Референдума.
13.Гражданство России является:
а) единым;
б) двойным;
в) равным, независимо от оснований приобретения;
г) международным.
14.К признакам РФ как правового государства можно отнести:
а) независимость суда;
б) независимость Парламента;
в) независимость Правительства;
г) независимость Президента.
15.Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:
а) регламентируется только Федеральным законом;
б) может быть назначена только судом присяжных заседателей;
в) в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;
г) может быть осуществлена по приговору Международного суда.
16.РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий:
а) в соответствии с международными договорами;
б) если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина;
в) если это не противоречит основам конституционного строя РФ;
г) все перечисленное.
17.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший:
а) 18 лет;
б) 21 год;
в) 25 лет;
г) 35 лет.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Е.А. Певцова Теория и методика преподавания права 2-е изд. - М. : Педагогическое сообщество России. 2001.
С. А. Морозова Методика преподавания права в школе. 2-е изд. - М.: «Новый учебник», 2004г.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.
Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1997.
Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М. 1996.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЭ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 33. Ст. 3835.
Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (действующая редакция)
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.)
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (действующая редакция)
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (по состоянию на 01.09.2008 в ред. ФКЗ № 4-ФКЗ от 16.10.2006; № 3-ФКЗ от 10.06.2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...
Программа элективного курса "Грамматический строй английского языка" для подготовки ЕГЭ для 10 классов
В программе представлено распределение учебного материала по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Она включает себя планирование работы по основным разделам экзамена "Аудирование", "Чтение", "Грамматика",...
Программа элективного курса "Грамматический строй английского языка" для подготовки ЕГЭ для 11 классов
Программа включает в себя планирование учебного материала для подготовки к ЕГЭ для 11 класса. Программа включает в себя подготовку ко всем видам речевой деятельности, представленных на экзамене....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
программа элективного курса " Конституционное право"
эта программа по элективному курсу к теме "Право" позволит учителю расширить и углубить знания учеников и подготовит их к егэ...
Рабочая программа элективного курса "Конституционное право"
Рабочая программа по элективному курсу «Конституционное право» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,Цели курсаСоздать условия для усвоения вед...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...