Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
элективный курс по литературе (11 класс) на тему
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихся национальных школ экзамен в форме сочинения вызывает определенные затруднения, связанные с отсутствием языковой среды общения. По этой причине словарный запас учащихся национальных школ остается долгое время стилистически ограниченным. В основном употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи. Поэтому знание стилистически окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к выпускному сочинению учащихся национальных школ. Исходя из этого в данном курсе основной упор делается на ознакомление учащихся со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы «Готовимся к сочинению»
- Иванова Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Программа рассчитана на 24 часа для учащихся 11 классов национальных школ.
Целесообразность, актуальность курса
Введение в национальной школе курса «Готовимся к сочинению» обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе, ставшей обязательной с этого года.
Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю ( с октября по апрель).
Для учащихся национальных школ экзамен в форме сочинения вызывает определенные затруднения, связанные с отсутствием языковой среды общения. По этой причине словарный запас учащихся национальных школ долгое время остается стилистически ограниченным. В разных ситуациях общения преимущественно употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи. Поэтому знание окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к выпускному сочинению учащихся национальных школ. Исходя из этого в данном курсе основной упор делается на ознакомление учащихся со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи, с понятием стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Безусловно, эта работа должна проводиться систематически и планомерно, начиная с младших классов.
Цель:
- систематизировать и повторить полученные ранее знания учащихся по синтаксису, стилистике русского языка
- ознакомить учащихся с типичными грамматическими и стилистическими ошибками в сочинениях, с различными жанрами сочинений и требованиями к ним
- сформировать умение учащихся самостоятельно писать сочинения на литературную тему, соблюдая стилистическое, жанровое единство письменной речи
- закрепить умение предупреждать и устранять грамматические, речевые ошибки и недочеты в сочинениях
Методы и формы обучения:
- Лекция учителя
- Работа с текстами различных типов и стилей речи
- Работа со словарями
- Индивидуальные домашние задания
- Практические занятия
Ожидаемые результаты:
- Приобретение учащимися навыков написания сочинений на разные темы, соблюдая стилистическое единство письменной речи
- Достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текста сочинения учащихся
- Отработка умения замечать и устранять грамматические и речевые ошибки в любых текстах и собственных сочинениях
Содержание программы
1. Синтаксис текста.
- Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.
- Межфразовая связь. Микротема. Абзац.
- План текста (сложный план текста). Структура текста
Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о структуре и содержании текста, отработать и усовершенствовать навыки работы по составлению и анализу текстов.
2. Типы речи
-Описание, повествование
-Рассуждение
Цели: повторение типов речи, работа по выявлению отличительных признаков текстов разных типов.
3. Функциональные стили речи
-Основные свойства и признаки функциональных стилей речи
-Художественный стиль речи
Цели: углубить знания учащихся о функциональных стилях речи, их отличительных признаках, стилевых особенностях.
4. Стилистическая система русского языка
-Функционально-стилистическая окраска
-Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска
-Стилистические синонимы. Фразеологические синонимы как способ экспрессивного выражения мысли.
Цели: знакомство со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи и стилистических синонимов.
5. Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях
- Виды грамматических ошибок и способы их устранения и предупреждения
- Стилистическая норма, нарушения стилистической нормы
- Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка
- Ошибки, возникающие под влиянием родного языка
Цели: ознакомление учащихся с понятиями стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Работа над устранением грамматических и стилистических ошибок в сочинениях учащихся, выработка навыков соотнесения стилистических ресурсов русского языка с речевой ситуацией, темой и целью высказывания.
6. Сочинения различных жанров
-Эссе, очерк, дневник
-Рецензия
Цели: знакомство с сочинениями разных жанров (рецензия, эссе, очерк, дневник).
7. Сочинение на литературную тему
- Основные требования к тексту сочинения
- Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте, которые помогают в написании сочинения
- Стилевое единство и выразительность повествования – важное требование к сочинению
Цели: ознакомление учащихся с требованиями к сочинению на литературную тему, предъявляемыми при проверке экзаменационных сочинений, с правилами, помогающими написать сочинение. Способы достижения стилевого единства и выразительности повествования.
8. Итоговое практическое занятие.
- Разбор грамматических, синтаксических, стилистических ошибок в домашних сочинениях на литературную тему.
Цели: работа над предупреждением грамматических, стилистических ошибок, достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текстов сочинений учащихся.
Тематический план курса (24 часа)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов всего | Количество часов по теме |
1. | Синтаксис текста | 3 | |
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф. | 1 | ||
Межфразовая связь. Микротема. Абзац. | 1 | ||
План текста (сложный план текста). Структура текста. | 1 | ||
2. | Типы речи | 2 | |
Описание, повествование. | 1 | ||
Рассуждение. | 1 | ||
3. | Функциональные стили речи | 3 | |
Основные свойства и признаки функциональных стилей речи. | 1 | ||
Художественный стиль речи. Сравнительный анализ функциональных стилей речи. | 1 | ||
Практическое занятие (работа с текстами по определению стилей речи, их стилевых особенностей , составление текстов в определенном стиле). | 1 | ||
4. | Стилистическая система русского языка | 6 | |
Функционально-стилистическая окраска. | 2 | ||
Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска. | 2 | ||
Стилистические синонимы. | 1 | ||
Практическое занятие по работе с текстами различной окраски. | 1 | ||
5. | Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях | 3 | |
Виды типичных грамматических ошибок в сочинениях. | 1 | ||
Стилистическая норма. Нарушения стилистической нормы. | 1 | ||
Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка. | 1 | ||
Ошибки, возникающие под влиянием родного языка. | 1 | ||
Практическое занятие. Работа по устранению нарушений стилистической нормы в сочинениях на литературную тему. | 1 | ||
6. | Сочинения различных жанров | 2 | |
Эссе, очерк, дневник. | 1 | ||
Рецензия. | 1 | ||
7. | Сочинение на литературную тему | 2 | |
Основные требования к сочинению на литературную тему. Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте. | 1 | ||
Стилевое единство и выразительность текста сочинения. | 1 | ||
8. | Итоговое практическое занятие. Синтаксический, стилистический анализ домашних сочинений на литературную тему. | 1 | |
Всего: | 24 |
Список литературы
1. Архарова Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии/ 3-е издание. –М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995.
3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ/-Л.: Просвещение, 1984.
4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л.: Наука, 1979.
5. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/-М.: Айрис-пресс, 2007.
6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
7. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
8. Никифорова Е.П. Русский язык: Учебник для 9 класса якутской школы. – 1-е издание.- Якутск: Нац. Кн. Изд-во «Бичик», 1994.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
10.Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/-М. Айрис-пресс, 2006.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
12. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.М., «Русский язык», 1976.
13. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.
15. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.
16. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2008 : Русский язык. Репетитор/-М.: Эксмо, 2008.
17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Авторская программа элективного курса...