Урок русского языка и литературы в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Обобщение и закрепление знаний по теме
«Односоставные предложения»
Цель урока: систематизация знаний учащихся об односоставных предложениях.
Задачи:
· закрепить знания учащихся, приобретенные при изучении темы «Односоставные предложения»;
· совершенствовать умения находить и отличать односоставные предложения, при этом аргументировано доказывать принадлежность к тому или иному типу;
· закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которого входят односоставные предложения;
· совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки; воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения» 8 класс | 215.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Обобщение и закрепление знаний по теме
«Односоставные предложения»
Цель урока: систематизация знаний учащихся об односоставных предложениях.
Задачи:
- закрепить знания учащихся, приобретенные при изучении темы «Односоставные предложения»;
- совершенствовать умения находить и отличать односоставные предложения, при этом аргументировано доказывать принадлежность к тому или иному типу;
- закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которого входят односоставные предложения;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки; воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.
Ход урока
- Организационный момент; тема и цели урока.(2м.)
- Опрос учащихся по теоретическим вопросам.(6м.)
- Что такое односоставные предложения и в чем их особенности?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Что такое определенно-личные предложения и чем в них обычно выражается сказуемое? Привести примеры.
- Каковы особенности неопределенно-личных предложений? Примеры.
- Охарактеризуйте безличные предложения. Привести примеры.
- Охарактеризуйте назывные предложения. Примеры.
- «Верно ли это утверждение?», отвечаем дружно либо «ДА», либо «НЕТ» (5м.)
1. В односоставном предложении 2 грамматические основы. (нет)
2. В определенно-личном предложении главный член предложения выражен именем
существительным. (нет)
3. Назывное предложение - это односоставное предложение с главным членом - подлежащим. (да)
4. «Смеркалось» — это безличное предложение. (да)
5. Правда ли, что в односоставном предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? (нет)
6. Простое предложение может быть односоставным и двусоставным. (да)
7. Неопределенно - личное предложение — односоставное (да)
8. Односоставное предложение может быть распространенным. (да)
- Разминка. Цифровой диктант. (5м.)
А) Найти односоставное определенно-личное предложение:
- Люблю дымок спаленной жнивы.
- На небе нет ни облачка.
- Ночь прошла.
Б) Найти односоставное неопределенно-личное предложение:
- Степь и дали.
- От него ждали чуда.
- Я люблю землю своих предков.
В) Найти односоставное безличное предложение:
- Травы скашивают рано утром.
- Узнаю перекличку скворцов и синиц.
- Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
Г) Найти односоставное назывное предложение:
- Бурей выбросило на берег много ракушек.
- Становится светлее.
- Небо да море.
Д) Найти двусоставное предложение:
- После дождя стало теплее.
- Море в это утро было теплое и приятное.
- В комнатах запахло елкой.
Ответ: 12332
- Синтаксический разбор и анализ предложения. (3м.)
Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется. – (В. Солоухин)
(повеств., невоскл, ССП, 1 ч. односост. опред.-лич., распр, необособл.прич. оборот; 2 ч. двусост., нераспр.)
- Запись предложений под диктовку. Нужно выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов. (каждому по предложению по 1б.) (10м.)
- Уже совсем рассвело. (Л. Толстой) – одн. безлич.
- Иногда под ногами скользкий лед. (В. Катаев) - одн. наз.
- Зимняя ясная ночь наступила. (М. Горький) - двусост.
- Морозило сильнее, чем с утра. (М. Горький) – одн. безлич.
- Бензина запах и сирени, насторожившийся покой. (А. Ахматова) – одн. наз.
- Целый букет роз принесут из оранжереи. (А. Ахматова) – одн. неопр.– лич.
- Сядем здесь, у этой ивы. (А. Фет) – одн. опр.-лич.
- Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Для предложений, записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.(10м.)
- Сладко пахнет резеда. – Сладко пахнет резедой. (безл.)
- Начинался рассвет. – Начинало рассветать. (безл.)
- Стукнул мороз. – Морозит. Морозно. (безл.) – Мороз. (наз.)
- Я любуюсь одинокой звездой. - Любуюсь одинокой звездой. (опр.-лич.)
- В летнюю пору крестьяне выгоняют лошадей на ночь в поле. - В летнюю пору лошадей выгоняют на ночь в поле. (неопр.–лич.)
- Шутке – минутка. Какие типы предложений выбирает автор? Назовите 2-3 слова, где количество букв и звуков не совпадает.(5м)
Прошу вас: не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам.
Они притаились на каждой площадке
И тех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас: не надо съезжать по перилам.
(И.Токмакова)
10. Домашнее задание: П.21-24, подготовка к контрольной работе. (2м.)
11. Итоги урока, оценки.
Приложение 1
Таблица учёта знаний
№ | Фамилия | Опрос. (1-2б.) | Верно ли утверж. (1б.) | Цифров. (5б) | Синтакс. раб. (1-3б.) | 6. Граммат. осн. Тип предл. (1-2б.) | Синонимы (5б.) | Шутка (1б) | итог |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
18-19б. –«5»
15-17б. –«4»
12-14б. –«3»
11 и менее – «2»
Приложение 2
Проверочная работа
«Виды предложений»
№1
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
№2
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
№3
Вечерний час. В долину тень сползла.
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу.
Осенний скучный день.
( А.Фет)
№4.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
(А.Пушкин)
Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные. 4) односоставное назывное, двусоставное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...