Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка становится чуть ли не главным условием повышения речевой культуры учащихся. Особенность такого урока в том, что, эти дисциплины преподает один учитель-предметник, поэтому он может быть подготовлен силами одного преподавателя-филолога.
Безусловно, наиболее продуктивным видом работы по формированию языковых компетенций может быть работа с художественными текстами, находящимися в рабочей программе параллельно с темами по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._bsp.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс
(интегрированный урок русского языка и литературы)»
Работу выполнила:
Капустина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 55 «Долина знаний»
Телефон 89880155272
Волгоград, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Методический комментарий. Оснащения мероприятия
Раздел 2.Планируемые образовательные результаты
Раздел 3. Организационная структура занятия
Раздел 1. Методический комментарий. Оснащения мероприятия
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка становится чуть ли не главным условием повышения речевой культуры учащихся. Особенность такого урока в том, что, эти дисциплины преподает один учитель-предметник, поэтому он может быть подготовлен силами одного преподавателя-филолога.
Безусловно, наиболее продуктивным видом работы по формированию языковых компетенций может быть работа с художественными текстами, находящимися в рабочей программе параллельно с темами по русскому языку.
На интегрированном уроке русского и литературы «Бессоюзное сложное предложение», проведенном в 9 классе, тоже была проведена работа над синтаксисом и пунктуацией сложного предложения. Особенность этого урока – все задания выстраивались на основе произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», изучение которого параллельно шло на уроках литературы.
Оснащение мероприятия.
Средства обучения: компьютер, проектор, наглядный материал (распечатанные варианты с заданиями).
Раздел 2. Планируемые образовательные результаты
Цель деятельности учителя: Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них навыки анализа сложных предложений, умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. Создать условия для самостоятельного «открытия» знаний: формирования общего понятия о бессоюзных сложных предложениях, об условиях постановки разных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тип урока Урок «открытия» нового знания с элементами интеграции с учебным предметом литература.
Предметные. Русский язык: В результате урока обучающиеся смогут: – отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. – совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический анализ предложения. Межпредметные:
| Метапредметные: Регулятивные:
Познавательные:
предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления). Коммуникативные:
Личностные: – развивать способность иметь собственное мнение; – развивать умение учиться самостоятельно, отыскивать доказательства и рассуждать логично.
|
Раздел 3. Организационная структура занятия
Ход урока.
1. Этап. Организационный. Мотивация. Этап целеполагания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте определим, о чем будем с вами говорить? На экране портрет М.Ю. Лермонтова и высказывания о его творчестве. 1.1 «Творчество М. Лермонтова ознаменовало собой новый расцвет русской литературы, оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков». 1.2 «Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе; его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями». На основе какого произведения будем работать? | Учащиеся формулируют цели и задачи урока, исходя из того, что представленные предложения являются бессоюзными.
|
Вместе анализируются цели и задачи урока |
Этап 2. Актуализация знаний. Закрепление ранее изученного.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Разбирая знаки препинания в БСС, можно заметить, что некоторые предложения можно заменить союзными, и они тогда могут напоминать сложноподчиненные предложения. Давайте поработаем с текстами. | Идёт работа в группах. Учащиеся получают тексты, анализируют их и ищут сложноподчиненные предложения, определяя виды придаточных. При этом, у каждого варианта текст из произведения М.Ю. Лермонтова, и учитель по ходу обсуждения может задать вопрос по содержанию художественного текста. Например, Вариант 1. «1. Мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил. 2. Я не знал, куда деваться. 3. Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от нее внимание. 4. Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. 5. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа. 6. Он едет туда, где никто не бывал», – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». |
Таким образом, учащиеся вспоминают сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений, что входит в систему знаний, проверяемых на ОГЭ. |
Этап 3. Открытие новых знаний. Закрепление.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель объясняет материал о запятой и точке с запятой в БСС, используя текст упражнения, который тоже взять из «Героя нашего времени». | Выполняют упражнения, делают выводы о знаках препинания в БСС. |
Этап 4. Открытие новых знаний. Практическое применение знаний, полученных на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Давайте составим таблицу о знаках препинания в БСС. | Учащиеся составляют таблицу-алгоритм, сравнивают ее с представленным образцом. |
Учитель зачитывает предложение, в котором есть знак препинания тире. | Ученики делают вывод, что этот знак препинания еще не обговаривался на уроке, значит, это станет темой следующего урока. |
Этап 5. Рефлексия.
Можно использовать разные виды рефлексии – от традиционного обсуждение вопросов о том, что изучили сегодня, до приема «Спасибо». Например, сказать «Спасибо» М. Ю. Лермонтову и сформулировать свою мысль в виде БСС.
Этап 6. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формулировка домашнего задания. | Творческое домашнее задание. |
Таким образом, представленный уроки демонстрируют работу над синтаксическим и пунктуационным компонентом языковой компетенции учащихся 9 классов. Программу русского языка в 9 классе включает темы по синтаксису и пунктуации простого и сложного предложения. Задания урока были сформулированы в формате ОГЭ, что еще раз позволило сосредоточить внимание выпускников на предстоящих экзаменах. Все задания по русскому языку сочетались с другими предметными областями, а также затрагивали социально-значимые аспекты, что повысило ценность личностной составляющей таких уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....
Конспект урока русского языка в 9-ом классе на тему "Понятие бессоюзного сложного предложения"
Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.Цели и задачи урока: Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками ...
Задание к уроку ,,Бессоюзное сложное предложение” (по материалам литературы 9 класса).
Подобраны предложения, в которых необходимо расставить знаки препинаний. Ниже даны варианты предложений со знаками препинаний для проверки....
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (презентация к уроку русского языка).
Презентация представляет собой методическое пособие по русскому языку, обобщающее теоретические сведения о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях. Содержит схемы, отражающие основные пунк...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...
Презентация по русскому языку. 9 класс. Тема: Повторение. Бессоюзные сложные предложения
Презентация может быть использована в качестве наглядного материала при повторении темы в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"...