Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки
Технология: элементы игровой технологии
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который»
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_7_klass.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (7 класс) по теме «Причастный оборот»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки
Технология: элементы игровой технологии
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который»
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует).
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал.
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
— Я король, который любит.
— Любящий, — поправляла она.
— Я тот, который восхищается вами.
— Восхищающийся, — вторила она.
— Годы, которые мне остались...
— Оставшиеся...
— Я хочу посвятить вам.
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший)
4. Выполним упражнение
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры.
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра.
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой.
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея.
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями.
* Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур.
5. Выполнение разноуровневых заданий
Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности.
Уровень 1
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» | |
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах Уровень 2 Закончите таблицу, используя слова из упражнения | ||
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» | |
КЛЮЧ | ||
Французское | «труд, достойный мастера» | шедевр |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | камера |
Путинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | эра |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» | прах |
Уровень 3
Соединительными линиями покажите соответствия
Французское | «помещение со сводообразным потолком» | шедевр |
Старославянское | «труд, достойный масте¬ра» | эра |
Греческое | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | прах |
Греческое | его происхождение связано со словом «порох» | камера |
Латинское | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
6. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки
- Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
- Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным)
- Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
7. Подведение итогов урока
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка.
Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. )
В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова).
8. Домашнее задание
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.
Шарик, который летит, — летящий.
Снежок, который хрустит, — хрустящий.
Ручей, который журчит, —
Речь, которая звучит, —
- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.
Итак, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...